Лекарство от кризиса: надо включить интуицию, а не паниковать
27.10.2008 07:00 Гарегин Тосунян, президент Ассоциации российских банков:
"Необходимо работать со своим контрагентом на доверительной основе.
Если это банк, значит, выяснять, какая у него реальная ситуация и стараться
верить. По крайней мере не надо поддаваться панике. Если вы приходите в банк, то
можно просто поинтересоваться, что происходит. Мне, например, один банкир рассказывал, что происходит у него в банке:
"Приходит клиент и спрашивает, какова ситуация в банке, я ему объясняю. Клиент
видит, что я не вру. В этом случае клиент спокойно уходит и деньги с вклада не
забирает. Но заметьте: человек пришел и на всякий случай проверил, а правда ли у
меня все в порядке". В данном случае надо включить интуицию, а не паниковать,
куда-то бегать, дергаться - все это совершенно неразумно. Надо кому-то верить:
либо капитану корабля, либо конкретному банку, с которым работаешь и на который
опираешься". Михаил Логутенко, председатель правления управляющей компании "Лаура"
(торговля автомобилями): "Из-за кризиса некоторые дилеры приостановили
новые проекты до тех пор, пока рынок не стабилизируется. Дешевых кредитов уже
нет, а расходы растут. Позволить себе многомиллионные инвестиции в развитие
могут лишь немногие. Мы это оцениваем исходя из собственного опыта: 3 октября мы
открыли дилерский центр General Motors в Сочи, а в ноябре открываем центр GM в
Мурманске. В зависимости от ценового сегмента возможно сокращение объемов продаж
автомобилей. В большей степени это коснется премиум-сегмента. У большинства
дилеров уже серьезно сокращаются продажи "кредитных" автомобилей. У нас своя
брокерская компания, сотрудничающая почти с двумя десятками банков. Сейчас мы
внедрили новую концепцию "Антикризисный кредит". Она включает большой выбор
банков-партнеров и возможность получения кредита при предъявлении минимального
пакета документов, без справки о доходах и при нулевом первом взносе". Рафаэль Гийу, генеральный директор компании Olmix в России и СНГ
(производит корма и препараты для животных): "Cкорее сократится объем
продаж машин, чем продуктов питания и кормов для животных. В связи с кризисом
цены на металл резко упали. Наше производство в Петербурге связано с металлом:
мы делаем медный купорос - он используется в кормах для животных. Цена купороса
зависит от цен на медь, которая устанавливается на Лондонской Бирже Металлов
LME. С сентября она упала на 30%, а в ближайшие месяцы, по мнению экспертов,
может подешеветь еще больше. Поэтому мы стали договариваться с производителями
сырья в поисках новых выгодных подходов к сотрудничеству. Кризис заставляет объединить усилия производителей, чтобы получить
дополнительную прибыль и компенсировать возможные потери, которые повлекут собой
мировые беспокойства. Если люди начнут есть меньше мяса, то будут меньше
выращивать птицы, и мы потеряем в объемах. Но возможен и другой вариант, когда
производители оптимизируют процессы, научатся работать более эффективно".