Митин лесной массив в "Этажах"
27.10.2008 18:05 Сам Митя Харшак фотографом себя не считает, скорее патриотом-краеведом,
который хочет сохранить для потомков уникальный исторический момент. С 2002 года
главный редактор журнала "Проектор" снимал архитектурные памятники Петербурга,
упакованные в строительные леса. В отличие от знаменитого "декоратора" фасадов –
Кристо, который драпирует все, что под руку попадется, дом или целый остров,
Харшак просто фиксирует изменения окружающей среды. Поэтому в аннотации к
выставке "Город в лесах" ее автор и назван экологом. Ему сфинксы, церкви, дворцы в деревянной или пластиковой сбруе не кажутся
уродливыми, а напоминают об архитектуре конструктивизма. "Выходной" решил задать
Мите Харшаку несколько вопросов о выставке, которая только что открылась - и
вот-вот закроется - в лофт-проекте "Этажи". - Почему
леса?- В 2002 году Питер готовился к 300-летию и был весь покрыт
строительными лесами. Мне как дизайнеру близка тема конструктивизма, а городской
среде ее явно не хватает. К архитектурным памятникам этой эпохи у нас относятся
по-свински. В Германии, например здания 20-х годов находятся под охраной ЮНЕСКО.
Короткий период конструктивизма 1920-1930-х стал важной вехой в истории мировой
архитектуры. Шесть лет назад благодаря лесам город насытился новыми объектами,
передающими совсем другую пластику и настроение. Причем я снимал только те леса,
которые "приготовлены" по старым технологиям – из крест на крест прибитых
досок. - Когда леса сняли, стало хуже?- Стало, традиционно.
Упакованные объекты, будь то Петропавловский собор или Мариинский дворец,
приобретают совершенно новую архитектурную и дизайнерскую пластику. - В вашем проекте больше фотографии или перфоманса, который может
быть плоским, объемным, каким угодно?- Здесь только фотография –
классическая, черно-белая без обработки. Начинал снимать на узкую пленку, затем
перешел на цифру. В итоге 31 лучшая работа появилась на выставке в честь моего
31-летия, и закроется она 31 октября, вечером. Я продолжаю снимать "Город в
лесах" до сих пор, настолько меня увлекла тема проявления сущности города через
внешний скелет. Вряд ли на наш век выпадет еще одна такая глобальная
реставрационная атака. Может, к 350-летию, разве что… Доживем – увидим. - А сегодня что интересного происходит с
фасадами?Последнее время здания на реставрации стали прикрывать
фальш-фасадами, распечатанными на широкоформатном плоттере. Вот где источник
дохода полиграфистов! - Новая примета времени? В таких деталях, чей век
несравнимо короче жизни архитектурного сооружения и есть дыхание времени. Если
бы не витрины и вывески, строительные леса и фонарные столбы, остановки
транспорта и уличная реклама – одним словом, все, что формирует современную
городскую среду, то город был бы застывшим памятником, а не живым и
развивающимся организмом.