"Время перемен": что управленцы думают о кризисе
21.11.2008 15:07 PricewaterhouseCoopers
и Ассоциация менеджеров
менеджеров провели исследование, в
ходе которого представители ведущих российских компаний 100 оценили влияние
финансового кризиса на бизнес. Вот лишь некоторые из компаний, участвовавших в опросе:
Автотор, Уралсиб, УК "Альфа-Капитал", Банк "Петрокоммерц", Трансаэро, ИФД
КапиталЪ, ОАО "Арктикгаз", AMD, МТС, "ОКБ Сухого", РЖД, Росгосстрах и
другие В ходе исследования "Время перемен" представиели
компаний поделились информацией о том, как кризис повлиял на их
деятельность, разитие и перспективы. Исследование, как пишут специалисты PricewaterhouseCoopers в
своем отчете, выявило что "российские топ-менеджеры со всей серьезностью
относятся к возможным последствиям кризиса, однако опыт динамичного развития,
заставляет их оптимистично оценивать состояние дел в среднесрочной перспективе".
Основной вывод исследования – кризис, по мнению
опрошеных, будет краткосрочным, во всяком случае 87% из
них уверены в росте своих доходов в трехлетней перспективе. Компании готовы
воспользоваться возможностями кризиса – 47% респондентов планируют расширять
свое присутствие на существующих рынках. При этом руководители уже сняли розовые очки: 71% компаний в
будущем рассчитывает на собственные средства при финансировании развития.
Половина опрошенных руководителей рассчитывает на заемные средства. И только 22%
респондентов рассматривают возможность привлечения средств из государственных
фондов. Респонденты полагают, что кризис скажется на финансировании
планов развития компаний (78%) и повлияет на разработку стратегий (89%), а 94%
намерены пересмотреть свои затраты на 2009 год. Методы, которые будут применяться в для оптимизации затрат
оказались традиционными. PricewaterhouseCoopers использовала методику, которая
позволила выяснить, к каким именно мерам по запланированному или
незапланированному сокращению затрат (в отношении персонала, объема потребляемых
компанией ресурсов и закупочной деятельности) намерены прибегнуть опрошенные
компании. Респондентам были предложены варианты ответа
«запланировано и будет осуществлено» и «не запланировано, но будет
осуществлено». 28% из них планировали и будут сокращать персонал, 16%
опрошенных не планировали, но прибегнут к таким мерам. Об уменьшении объема
потребляемых компанией материалов, работ и услуг заявили 45% и 27%
соответственно. Не планировали и не будут осуществлять никаких мер по
сокращению затрат 6% руководителей. Директор отдела управления эффективностью бизнеса
PricewaterhouseCoopers в России Денис Протасов считает: "Одни руководители
сокращают любые затраты "на скорую руку" – подобный подход в долгосрочной
перспективе не принесет большой экономии. Правильно поступают те кто пытаются
понять, что лежит в основе затрат и факторов, влияющих на их величину, и
проанализировать их с точки зрения эффективности". По словам исполнительного директора кадровой компании
Boyden в России Натальи Дьяченко, такого рода опросы именно в данное время
вряд ли можно считать однозначно объективными. Причинами тому она называет
одновременно общую политику в стране по отношению к "кризисным явлениям", а
также корпоративное мышление управленцев, которое не позволяет им даже в самых
неблагоприятных ситуациях демонстрировать уныние и пессимизм. "Позитивная же тенденция проявляется в том", - говорит
Дьяченко, - "что такой настрой уже существует сам по себе, ведь мы, в том
числе и сами формируем реальность". "Эти управленцы не просто утверждают, что
все будет хорошо, они дают знать, что встречают трудности о всеоружии и готовы
работать, чтобы их преодолеть", - утверждает она. "С одной стороны, кризис не может не ударить по бизнесу, но
с другой он дает шанс не только выжить, это шанс на новое развитие," – заключает
Наталья Дьяченко Как сообщила dp.ru представитель PricewaterhouseCoopers Анна
Когосова, во время поведения опроса специалисты компании не вдавались в
психологические тонкости данного момента. В компании не считают
что опрошенные были неоткровенны, или что ответы были излишне
оптимистичны или пессимистичны: "Мы просто задавали вопросы, перед вами
результат".