Кризисные истории: смерть динозавра Daewoo
01.12.2008 07:21 Кризис - всегда следствие дезадаптации, несоответствия
политики компании реальному положению дел в обществе и на рынке. И даже если
компания очень сильна, но не подчиняется велениям времени, она не жилец. Гибель
"Вселенной" Наверное, в России и не найдется компаний, которые можно было бы
сопоставить по масштабу и размаху с Daewoo - "Великой вселенной". Выросшая из ткацкой фирмы, к 1997 году компания насчитывала
320 тыс. сотрудников в 110 странах мира. Основатель и владелец Ким Ву Чун не был
наследным принцем, получившим империю от родителей. Это был настоящий гений
бизнеса, способный делать невозможное. Некоторые производственные мощности он
получил от государства бесплатно - они были хронически убыточными, притом без
шансов на оздоровление. Ким Ву Чун жил на заводах и за год делал их прибыльными. За
30 лет компания Daewoo стала второй по величине в Корее. И через год - погибла.
Здесь нужно сделать некоторое пояснение: вся экономика Кореи до прихода к власти
западно ориентированных деятелей была хоть и рыночной, но по сути
социалистической. Практиковался пожизненный наем работников, при миллиардных
доходах прибыль показывалась незначительная - сотые доли процента. В отличие от отечественных "эффективных менеджеров"
управленцы Daewoo расходовали средства на социальные программы, на поддержание
уровня занятости в стране и на экспансию Кореи в другие страны. Правительство,
банки и промышленность работали в одной связке, не ограничивая себя принятыми на
Западе стандартами. В итоге нормальным считалось соотношение долгов к активам
500-800%. Для успешной интеграции это было недопустимо. МВФ предъявил следующие
требования: снизить процент долга до 200% от суммы активов, прекратить
господдержку и перекрестное кредитование. Система начала рассыпаться. Успешная компания Daewoo,
продолжающая наращивать обороты и прибыль (!), по нововведенным стандартам
западной отчетности стала банкротом. Как, впрочем, и многие другие конгломераты.
Samsung, LG, Hyunday и другие системообразующие компании через продажу активов,
оптимизацию процессов и ряд непопулярных мер выходят из кризиса. Ким Ву Чун встает в оппозицию и отказывается разрушать свою
империю. Кроме того, продажа активов оказалась затруднительной в силу того, что
многие предприятия не только находились за пределами Кореи, но и были созданы
совместно с правительствами других стран. Отчаявшись получить помощь у Кризисные
истории: смерть динозавра Daewooправительства, Ким Ву Чун эмитирует
выпуск ценных бумаг на $13,5 млрд. Но правительство запрещает операции с ними. В
качестве последнего, можно сказать символического акта гарантии перед
кредиторами Ким Ву Чун закладывает все свое имущество на сумму более $1 млрд. Но
поздно - кредитный рейтинг Daewoo падает до "мусорной" отметки, и в 2000 года
промышленный гигант признается банкротом. Началась пляска на костях. Daewoo motors, самый аппетитный
кусок компании, приобрел его главный конкурент GM за смешную сумму в $250 млн (в
то время как другие давали $4 млрд). Ким Ву Чун уехал из страны. Правительство
объявило его в розыск, хотя глава компании, в принципе, и не скрывался. В 2005
году он вернулся в страну, был арестован и недавно освобожден по амнистии. От
гиганта остались отдельные компании, не представляющие уже ни опасности, ни
особого интереса для конкурентов. Кстати: $50 млрд - в такую сумму оценивался доход 12
головных компаний конгломерата Daewoo за год до его банкротства в 2000
году.