Зачем нужно совершать ошибки
29.12.2008 15:21 В 2003 году я занимался продажами тротуарной плитки,
работал менеджером по продажам в небольшой, только что вышедшей на рынок, фирме.
Плитка продавалась хорошо, объемы росли. В один прекрасный весенний день звонит потенциальный
заказчик, спрашивает о возможности поставок большого объема плитки в короткие
сроки. Слово за слово, выясняется, что заказчик является субподрядчиком на
строительстве Балтийского вокзала. Сроки горят – надо успеть к 300-летию
Петербурга. Я понимаю, что мы не успеем выполнить условия, и уже почти
отказываюсь, как вдруг... у меня рождается мысль: а что, если я куплю
необходимый объем, и перепродам ему? Прощаясь, я обещал подумать и
перезвонить. Прикинув возможные варианты, я понял, что на этой сделке
смогу заработать $2 тыс. Для студента второго курса, да еще и в 2003 году –
хорошие деньги! Решил действовать. Зачем
нужно совершать ошибки Поставщика нашел достаточно быстро. Началась работа.
Заключил договоры с обеими сторонами, получил от заказчика предоплату, внес
предоплату поставщику. Я уже представлял в кармане $2 тыс и мнил себя успешным
бизнесменом. Проблемы появились вдруг. Качество некоторых поставок
оставляло желать лучшего. Заказчик регулярно откладывал бракованную продукцию, и
требовал обмена. Поставщик упирался и доказывал, что все в порядке. Стало
понятно, что просто так мне эти деньги не достанутся, похлопотать придется
изрядно. Критическую ошибку я совершил в середине сделки. Заказчик
давил на меня, и, пугая расторжением контракта, вынуждал поставить
оставшиеся 50% заказа до оплаты. Мол, поставишь – расплатимся, а сейчас ты сроки
срываешь, брак гонишь, мы страдаем. Уговорили. Поставщик же оказался опытнее: не
хотел продавать на таких условиях. Пришлось кредитоваться у знакомых. Когда сделка была завершена, заказчик сообщил, что из-за
проблем с качеством он понес убытки, и поэтому готов мне заплатить меньшую
сумму. Разозлившись, я подумал было идти в суд... и тут выяснилось, что мой
представитель (водитель-экспедитор поставщика) недоглядел. Часть документов была
недооформлена, или оформлена неправильно. В суд было обращаться бесполезно –
шансов выиграть не было. Итог сделки был таким:
вместо заработка ($2 тыс) я получил убыток (10 тыс рублей). Зато после
этого я раз и навсегда понял: юридические аспекты сделки надо оформлять
внимательно, чтобы четко понимать ответственность сторон (в данном случае –
ответственность поставщика за ненадлежащее качество). Для того, чтобы успешно вести бизнес часто не
хватает простого плана: «покупаю по X рублей, продаю по X+20%». Огромное
значение имеют детали: эффективные договоры, юридически грамотно оформленные
документы, отработанный процесс решения вопросов.