Борьба с рейдерами зависла в воздухе
22.04.2008 08:35 Зако
известный как антирейдерский пакет, разработан Министерством экономического
развития и торговли РФ (МЭРТ). Он получил одобрение Высшего арбитражного суда
(ВАС), но был раскритикован Верховным судом (ВС) России. "Антирейдерский пакет" был принят в первом чтении в конце 2007 года. Второе
чтение ожидается в мае 2008 года. Он предлагает передать все споры,
связанные с деятельностью корпораций, на рассмотрение арбитражных судов по месту
нахождения или регистрации юридического лица или эмитента. Под его действие
попадают споры между акционерами (участниками), директорами, а также иски к
держателям реестров (регистраторам) акционерных обществ. Сейчас уволенный генеральный директор может обратиться либо в арбитраж – как
член корпорации, либо в районный суд – как физическое лицо. "Сложилась
парадоксальная ситуация, – комментирует советник отдела корпоративного
управления Минэкономразвития Святослав Абрамов. – Подведомственность дел
разграничивается не по характеру спора, а по субъектному составу, и споры вокруг
назначений, прекращений полномочий и ответственности руководителей, часто
считаются "трудовыми", хотя принятие решений по ним затрагивает в первую очередь
интересы корпораций и их владельцев". По словам министерского чиновника, доля дел по "настоящим" трудовым спорам
между генеральными директорами и компаниями в общей массе процессов ничтожно
мала. В большинстве же случаев за "пострадавшими" директорами стоят
"организации-агрессоры". Пакет законопроектов Минэкономразвития предполагает, что отстраненный глава
корпорации сможет судиться за свой пост лишь в арбитражном суде. Именно этот
пункт вызвал критику ВС. "Предпринята попытка произвести перераспределение
подведомственности целого ряда споров, что противоречит конституции", –
говорится в послании ВС. Эксперты связывают такую реакцию с борьбой двух
судебных систем за влияние. "Эта борьба закономерна, – комментирует адвокат
Петербургской городской коллегии адвокатов Павел Лепшин. – Принятие пакета
повлечет перераспределение финансовоемких категорий дел". По мнению специалистов высшей инстанции судов общей юрисдикции, принятие
законопроекта Минэкономразвития ограничит доступ граждан (в частности,
миноритарных акционеров) к правосудию, так как один арбитражный суд разбирает
тяжбы целого субъекта Российской Федерации, а районные суды находятся
практически в "шаговой" доступности от граждан – в каждом административном
районе. "Если замечания Верховного суда будут приняты депутатами, это загубит на
корню всю идею пакета! – ужасается Святослав Абрамов. – Захваты часто
сопровождаются манипуляциями с перетаскиванием споров из арбитража в районный
суд и обратно, рассмотрением исков судами других регионов, а также маскировкой
корпоративного конфликта под трудовой. Поэтому противостоять им можно лишь при наличии в законодательстве четких
правил, что споры, связанные с деятельностью корпорации, должны рассматриваться
только в арбитражных судах".