Латвия навострила рельсы в Петербург
28.05.2008 08:36 Последнее свидетельство "оттепели" в отношениях с Латвией - покупка
российским ЗАО "Трансмашхолдинг" рижского АО "Л-Экспресис" (занимается
организацией всех пассажирских железнодорожных перевозок между Латвией и
Россией). Как заявил председатель правления ГАО "Латвийские железные дороги"
(ЛЖД) Угис Магонис, в ближайшее время его компания подпишет долгосрочное
соглашение о сотрудничестве с "Л-Экспресис". Bсполнительный директор "ЛЖД Карго"Евгений Ячменкин пояснил, что
необходимость в новом соглашении появилась именно в связи с приходом российских
собственников.В "Трансмашхолдинге" факт покупки не подтвердили, однако
заместитель начальника пассажирской службы ОЖД Александр Гордин также сообщил,
что слышал об этой сделке. Соглашение о сотрудничестве будет подписано на 15
лет. По словам Угиса Магониса, основные задачи, которые предстоит решить в рамках
соглашения, - это электрификация железнодорожных путей между Петербургом и
Ригой, увеличение скорости движения поездов, а также замена подвижного состава.
Сейчас на этом направлении ходят поезда 1993-94 гг. производства. Ранее ЗАО "Трансмашхолдинг" заявляло о намерении организовать в Петербурге
совместно с Bombardier Transportation производство вагонов и локомотивов для
проекта "Надземный экспресс". Сейчас не исключается, что компания рассчитывает
поставлять подвижной состав и для пассажирских перевозок между Россией и
Латвией. На направлении Петербург- Рига из 691 км пути электрифицирован пока только
участок между Петербургом и Лугой (136 км). Для того чтобы электрифицировать
железнодорожные пути целиком, нужно около 1 млрд евро. Сейчас скорость движения поездов между Петербургом и Ригой - около 90 км / ч,
между тем как в Европе поезда движутся со скоростью до 570 км / ч. Пока скорость
движения планируется увеличить хотя бы до 120 км / ч. Также в соглашение между ЛЖД и "Л-Экспрессис" будет включен вопрос об
организации кольцевого движения поездов Рига - Петербург - Москва - Рига.
Александр Гордин из ОЖД уточняет, что такой проект был разработан еще три года
назад, однако в тот момент латвийская сторона отказалась от его реализации. "А сейчас, в связи с запуском скоростного движения Москва - Петербург
(намечен на 29 декабря 2009 г. - "ДП"), это уже невыгодно российской стороне", -
отметил Александр Гордин. Если проект "кольца" будет реализован, поезд,
пришедший из Риги на Витебский вокзал Петербурга, придется отправлять в Москву
днем, когда пассажиропоток настолько невелик, что железнодорожники справляются с
ним и сейчас. Ранее Латвия совместно с Евросоюзом разработала проект строительства
скоростной железнодорожной магистрали Rail Baltica, которая соединит Эстонию,
Латви
"европейской", то есть с узкой колеей (143,5 см вместо наших 152,4 см). Эта идея пока не получила никакого воплощения, а вот об увеличении скоростей
на петербургском и московском направлениях латвийские чиновники говорят как о
вполне реальном проекте. Таким образом, в Петербурге может появится третья скоростная железнодорожная
ветка (наряду с уже заявленными направлениями Петербург - Хельсинки и Петербург-
Москва). По словам министра сообщений Латвии Айнарса Шлесерса, его страна уже
подготовила проект строительства платной скоростной автодороги, которая соединит
Ригу и Москву.Министр уверяет, что уже есть договоренность с ЕС о
финансировании этого проекта, но процесс тормозят российские министерства. Юлия Зворыкина, директор Департамента развития инфраструктуры и инвестиций
Минтранса РФ, подтвердила, что латвийский проект интересен российским властям.
При этом она отметила, что сейчас затраты на проекты по улучшению транспортной
инфраструктуры между Россией и странами ЕС в пять раз превышают коммерческую
прибыль, которую планируется получить от этих проектов. СтатистикаЖелезнодорожное сообщение Россия - Латвия400 тыс. человек
составил пассажиропоток между Латвией и Россией в 2007 году.27,9 млн тонн
составил грузооборот между странами в 2007 году.