Какое искусство пользуется спросом у новой российской буржуазии
06.06.2008 17:35 Дело в том, что все основные международные спикеры задействованы в ключевых
событиях о
Обычно она начинается в середине лета.Но в этом году ярмарка совпадала по
времени с чемпионатом Европы по футболу, и власти Базеля мудро не рискнули
совмещать два таких многолюдных события. Любителям искусства и спорта попросту
было бы негде жить. Генеральный директор "Сотбис. Россия и СНГ" Михаил Каменский
рассказал в интервью "ДП" об отечественном арт-рынке. – Звезды современного арт-рынка – Гленн Лоури, Нейл Макгрегор и другие
предпочли Базель Петербургу. Значит ли это, что российский рынок пока не
очень-то интересен мировой художественной общественности? – Моя профессиональная интуиция подсказывает мне: интерес к инвестициям в
российское искусство только вырастет. Мы уже предварительно договорились о
переносе круглого стола на следующий год. – Тем не менее почему тема инвестиций в искусство появилась в программе
Петербургского экономического форума именно в этом году? – Общее падение финансовых рынков заставляет пытливые умы искать
альтернативные инструменты инвестирования. Одновременно с кризисом традиционных
продуктов триумфальные результаты продаж на мировых аукционах заставили обратить
на себя внимание. Последние 2–3 года об этом стали говорить так часто, что у
меня сложилось впечатление традиционности, а не революционности вложений в
искусство, особенно в русское. Рост цен на художественном рынке таков, что не
мог не привлечь внимания представителей как государства, так и крупного бизнеса.
Многочисленные успешные выставки, которые "Сотбис" привозил в последние годы в
Россию, посетили многие влиятельные люди. Неудивительно, что эта тема возникла в
программе форума и неудивительно, что именно нам предложили принять участие в
организации дискуссии. – Как отразился на арт-рынке недавний мировой финансовый кризис? – Он "способствовал ему много к украшению". Художественный рынок
продемонстрировал свою асимметричность финансовому. Аукционы импрессионистов,
современного искусства прошли с невероятным успехом, поставлены новые рекорды
цен, общий оборот существенно вырос. – Насколько современное российское искусство интересно для аукционов и
коллекционеров? Почему сегодняшние покупатели традиционному искусству
предпочитают концептуальное? – Интерес к современному российскому искусству только начинает приобретать
относительно серьезный характер. Крупные международные галереи, дилеры и
собиратели не очень-то решительно вкладывают деньги в наших художников, ни о
каком предпочтении речь не идет. В России формируется группа коллекционеров,
300–400 состоятельных людей, систематически вкладывающих деньги в наших
современных художников. Но эти объемы несопоставимы пока с оборотами на рынке
искусства XIX – первой половины XX века. – Немногие знают законы ценообразования на арт-рынке. Объясните на примерах
российских или зарубежных современных художников: как, за какой период и почему
растут цены на их работы.– Интереснее говорить о русском. В течение 70 лет
советской власти наше искусство было выведено из мирового художественного
пространства, а значит, и художественного рынка. Но лучшие представители
отечественной школы ни в чем не уступают своим западным современникам. У нас
активно формируется буржуазия, ей необходимы свои знаки и культурные ценности, с
которыми она могла бы себя отождествлять. В качестве таких якорей выступает, в
частности, отечественное искусство. Представители российского капитала тратят на
искусство серьезные суммы, происходит коррекция в сторону справедливой цены, то
есть повышение. Думаю, что в отношении значимых произведений крупных российских
художников следует ожидать дальнейшего роста цен. – Может ли появление покупателей-тяжеловесов, таких как Алишер Усманов,
привести к перегреву арт-рынка? – Нет, почему к перегреву? Ведь никто доподлинно не знает, какую сумму он
потратил на коллекцию Ростроповича – Вишневской. Я вас уверяю, он заплатил
немало, но не переплачивал. Вложения Алишера Бурхановича с лихвой окупились за
счет колоссального положительного российского и интернационального PR. Чем
больше таких людей и корпораций с четко выраженной стратегией, тем лучше для
рынка. Они ведь нацелены на самое лучшее. Рост цен на шедевры – мировая
тенденция, а не внутренняя российская. Так было и так будет, ведь шедевры в
дефиците всегда. – Доля PR в цене современного искусства, по вашим собственным словам,
достигает 50–90%. Есть ли риск, что инвестиции в современное искусство со
временем лопнут как мыльные пузыри? – Наивысшего результата в PR современного искусства достигают лишь очень
талантливые современные мастера, так как PR стал элементом художественного
творчества. Энди Уорхол, Херст – великие творцы и PR-технологи. Активный PR
посредственностей, также имеющий место, чреват серьезной коррекцией вниз. У
каждой художественной эпохи были и есть свои истинные и мнимые герои. А будут
вопросы – обращайтесь!Кстати, в 2007 году покупатели из России только на
аукционах "Сотбис" потратили на различные предметы искусства $192,3 млн (без
учета коллекции Ростроповича – Вишневской). Это почти в 12 раз больбше, чем в
2002-м. Наибольшим спросом у российских покупателей сегодня пользуются
произведения русских художников, импрессионистов, современных художников,
произведения ювелирного искусства и антикварная мебель из Европы.