Рецензия: книга "Управляя изменениями"
14.07.2008 18:34 Похоже, управленческому сообществу придется выучить еще одну непростую
фамилию – Ицхак Адизес. Дело в том, что автор книги "Управляя изменениями" дает
настолько интересные и практически направленные советы и рекомендации, что его
имя до сего дня, практически незнакомое российскому читателю, очень скоро может
оказаться на слуху у многих практиков управления. Ко мне эта книга попала перед очередным тренингом, который я должен был
проводить для топ-менеджеров одного банка. И настолько понравилась, что мы с
соведущей решили: "А сделаем все иначе! Ведь в книге так много написано про
изменения и их реализацию, а тренинг как раз был посвящен этой теме". Мы почти
ночь перед тренингом меняли программу, форму изложения, облекали методы Адизеса
в упражнения и кейсы. Результатом этой работы стало совершенно новое восприятие
участниками тренинга своей организации. Удивительное для статусных и вполне
успешных людей желание попробовать что-то действительно поменять в подходах к
своим департаментам и организации в целом. Спасибо профессору Адизесу. В самом деле, большинство современных руководителей отлично знают, ЧТО надо
делать. Задача, стоящая перед любым топ-менеджером – решить, КАК добиться
желаемого, заставить людей идти за лидером, осуществлять изменения. Именно об
этом книга основателя и директора Adizes Institute в Лос-Анджелесе и профессора
Стенфордского, Тель-Авивского и Калифорнийского университетов, лично
консультировавшего президентов и премьер-министров Бразилии, Греции, Мексики,
Израиля, автора методики, которую применяют в более чем тысяче крупнейших
компаний мира. Книга Адизеса не собрание лозунгов. Он автор интересной методики, причем
методики действительно работающей, по созданию продуктивной и эффективной
организации. При этом он остроумно обосновывает необходимость демократии при
принятии решений и диктатуры, при их реализации. Даже вводит такой термин, как
"демократура". В чем заключается основа его теории? Он, не без основания считает, что любая
организация (или страна, или семья – для него нет принципиальных различий в этих
системах) должны быть эффективны и продуктивны в краткосрочной и долгосрочной
перспективах. А для этого в организации должны грамотно исполняться роли
Интеграции (I), Предпринимательства (E), Исполнения (P) и Администрирования
(A).Руководители и сотрудники этих организаций, чтобы быть успешными на
своем поприще, должны правильно играть свои роли. Ну, чем не старая – старая
идея Шекспира, про театр и людей-актеров в нем! Только профессор Адизес подробно
разрабатывает и предлагает читателям подробную классификацию этих ролей и
практические приемы их использования. Книга написана в форме диалога Учителя с
его студентом. И благодаря такому формату достигается легкость изложения и
понимания материала и увлекательность чтения. Автор интересно пишет о действенности своего подхода. "Мы не прописываем
лекарство в том смысле, что не составляем консалтинговых отчетов. Мы развиваем у
организации способности к высвобождению и использовании ее внутренней энергии
для того, чтобы она могла позаботиться о себе сама". Один недостаток у этой книги – тираж в 3 тысячи экземпляров – это явно не то
количество, которое необходимо огромной армии менеджеров, испытывающих серьезную
потребность в качественной практически направленной литературе для применения в
своей работе. Завершить короткий экскурс по страницам этого труда, уже переведенного на 14
языков мира, мне хочется словами автора, которые он сам – вживую – произносит на
CD, приложенном к книге: "Слово "лидерство" сегодня в моде. Но хочу вас
предостеречь – это всего лишь очередное увлечение… Администратор, менеджер,
топ-менеджер или лидер – парадигма прежняя. Мы по-прежнему индивидуализируем и
персонифицируем процесс менеджмента. Не одинокий менеджер может управлять чем
угодно. Для лидирующей организации, для эффективной и организованной в
краткосрочной и долгосрочной перспективе организации нужна взаимодополняющая
команда".