Марисса Майер, вице-президент компании Google, о том, как угадывать желания пользователей
17.07.2008 17:19 В компании Марисса Майер является посредником между группами разработчиков и
владельцами Google Сергеем Брином и Ларри Пейджем. По мнению американских
журналов eWEEK и CIO Insight, Марисса Майер считается одной из пяти наиболее
авторитетных IT-персон в мире. Она окончила Стэнфордский университет с отличием.
Получила степень бакалавра по символическим системам и степень магистра по
вычислительной технике. Работала в лаборатории швейцарской фирмы UBS и в
компании SRI International.В 1999 г. стала первой женщиной-инженером в
Google. Возглавила работы над пользовательским интерфейсом, занималась
структурой и дизайном, интернационализацией сайта, проектами новостей Google,
Gmail и Orkut. Запустила более 100 новых функций и продуктов. Обладает рядом
патентов в области искусственного интеллекта и дизайна интерфейса.В Петербург
Марисса Майер приехала на три дня во главе делегации из 35 менеджеров Google.
Это часть международного турне, в ходе которого сотрудники знакомятся с опытом и
спецификой создания интернет-проектов в разных странах. - Google наблюдает за тем, какие запросы делает каждый конкретный
пользователь?- У нас есть продукт под названием "персонализированный
поиск". Мы храним информацию о тех запросах, которые вводили зарегистрированные
пользователи. Это делается для того, чтобы результаты поиска максимально
удовлетворяли конкретного человека. Когда наш клиент регистрируется, он
добровольно присоединяется к этой программе. Пользователь сам может просмотреть
информацию о прошлых своих запросах. Он может увидеть, сколько поисков делает за
день. - Эту информацию использует только ваш клиент или она доступна
рекламодателям?- Нет, рекламодатели ей не пользуются. Мы применяем эти
сведения в наших алгоритмах, чтобы переформировывать ответы на запросы клиентов.
Таким образом, результаты, которые больше подходят пользователю, будут
располагаться ближе к началу списка. Это делается для того, чтобы итоги поиска
были лучше именно для вас. Например, вы часто просматриваете видео, тогда
различные видеоролики будут располагаться в результатах поиска выше. - Google активно продвигал себя в качестве рекламной площадки. Чего вы
достигли?- У нас несколько сотен тысяч рекламодателей по всему миру.
Если вы ищете информацию о каком-либо люксовом продукте, то в начале поиска
появляется несколько рекламных объявлений, которые выделены особым фоном. Справа
есть еще колонка рекламы. Мы считаем, что это повышает возможности пользователя,
который осуществляет поиск в Интернете. Если я ввожу в строке поиска
"бриллианты", то довольно высока вероятность того, что я куплю бриллианты. Эти
рекламные объявления имеют четкую целевую группу. Вероятность того, что человек
купит товар, выше, чем при воздействии телевизионной рекл
поисковая система характеризуется по четырем ключевым параметрам. Это
релевантность - соответствие результатов поиска поставленной задаче. Здесь
важно, как они будут ранжироваться. Полнота: сколько информации будет обработано
и выведено в виде ссылок. Скорость: как быстро выдается результат. И
впечатление, которое система производит на пользователя. - Как вы оцениваете позиции Google в сравнении с популярными в Рунете
поисковыми системами - "Яндексом" и "Рамблером"?- Пока у нас не такая
большая пользовательская аудитория, как у "Яндекса". Но мы растем, и наша цель -
сделать так, чтобы наши масштабы в Рунете были сопоставимыми. За последний год
пользовательская аудитория Google как минимум удвоилась. Мы сделали серьезные
разработки, в основном в области морфологии. Насколько я понимаю, у вас очень
много глагольных форм. После этого релевантность поиска на русском языке сразу
улучшилась. - Какие сервисы Google были запущены в последнее время, особенно в
русском сегменте?- Недавно мы провели встречу с нашими пользователями.
И я поняла, что многие из них не видели нового сервиса iGoogle. Он был запущен в
России в конце 2007 года. Это возможность сделать свою персонализированную
домашнюю страницу в нашем поисковике. Вы можете добавить на базовую страницу
Google понравившиеся вам сервисы в виде баннеров. Причем они могут принадлежать
самым разным разработчикам. Просто на одной странице вы размещаете некую
совокупность того, что есть в Интернете. Можете добавить туда Livejournal. Вот,
к примеру, моя страница. Здесь у меня курсы акций, календарь с отметками дней
рождений, новости, блоги, которые я читаю. Вид страницы тоже можно менять. К
оформлению мы привлекли известных людей: художников, дизайнеров, музыкантов.
Среди них есть и русские. - Знаю, что Google давно решил сохранять вид базовой страницы почти
неизменным, располагая на ней минимум информации. Был даже установлен лимит по
количеству слов - не более 50. Все это делалось для того, чтобы не потерять
лояльных пользователей.- Мы нашли альтернативу в виде iGoogle. Это
личная страничка поисковика, оформленная на мой вкус. При этом я могу в любой
момент вернуться к классическому виду. Мы думаем, что среди наших пользователей
найдутся как сторонники простой страницы, так и поклонники iGoogle. - Согласитесь ли вы, что Google лучше использовать для поиска по
англоязычным сайтам?- Нет, у меня другое мнение. В прошлом году мы
выпустили прототип нового сервиса - "кросс-поиск". Например, я хочу узнать о
ресторанах в Петербурге. Я предполагаю, что нужная мне информация содержится на
русскоязычных сайтах. Но я не умею читать по-русски. Поэтому в первой графе
указываю свой язык - английский, во второй - русский. И нажимаю кнопку
"перевести и искать". Поисковик переводит мой запрос на русский, ищет информацию
на русских сайтах, а потом выводит результаты и предлагает эти страницы на
английском. - Вы сказали, что это только прототип. У вас есть планы по развитию
данного сервиса?- Надеюсь, что в будущем мы сможем предложить следующий
сервис: пользователь вводит запрос на родном языке, поисковик ищет результаты на
самых разных сайтах и после этого опять переводит найденную информацию на родной
язык клиента. Это особенно полезно для людей из тех стран, которые имеют немного
собственных страниц в Интернете. Все-таки большинство сайтов написано на
английском и еще нескольких распространенных языках. Но даже у тех же англичан
или американцев может возникнуть потребность в информации, изложенной в
Интернете на каком-нибудь редком языке. - Как скоро у нас будет возможность воспользоваться таким многоязычным
поиском?- Нам потребуется много мощностей для обработки информации,
чтобы поиск мог работать быстро и четко. Надо создать сложную модель - как
выводить такие сведения, в каком порядке. Плюс автоматический перевод на все
языки. Фактически пользователь запускает не один, а сразу 25 поисков. Затем все
они должны быть обработаны еще раз, переведены. Это, конечно, очень дорого. Пока
мы стараемся работать над тем, чтобы перевод и обработка были более выгодными в
плане цены. - Какие основные задачи стоят перед представительством Google в
России?- У нас здесь два центра разработки - в Москве и Петербурге.
Например, в Петербурге наши сотрудники работают над панелью инструментов FireFox
(делают версии для разных языков), над созданием поиска по компьютерным кодам
(специально для программистов) и над календарем Google. Сейчас они трудятся над
новой версией FireFox, встраивают новые элементы в панель инструментов. В
петербургском офисе, который занимает два этажа бизнес-центра, работает
несколько десятков человек, и их количество постоянно растет. - Какие сервисы, которые действуют в американском Google, но еще не
внедрены у нас, вы собираетесь запустить?- Пока не переведен на русский
язык сервис Google Trans, так называемый "поиск по поискам других
пользователей". Например, в Америке проходил последний тур предварительных
выборов - дебаты между Бараком Обамой и Хилари Клинтон. Вы можете вывести
график, сколько людей делали поиск по этим персонам в течение определенного
периода времени. Удивительно, но количество запросов может показать то, о чем
думают люди в определенный момент. Многие не знали, кто победит - Обама или
Клинтон. Но Google показывает, что с февраля Обама лидирует по количеству
поисков. Очень интересно проводить подобные сравнения. Еще мы хотим запустить в
России доступный поиск для тех, у кого проблемы со зрением. - Как изменились требования людей, пользующихся поисковыми системами, за
прошедшие годы?- Мы думаем, что универсальный поиск, который мы
предложили в прошлом году, фундаментально изменил наш принцип работы. Клиенту
нужен уже не просто список ссылок в ответ на запрос. Ему необходимы конкретные
результаты - книги, видео, картинки, новости, местная информация. Причем
востребованность видео все больше растет. Например, когда человек вводит "как
завязать галстук", ему не нужен в ответ список сайтов. Он хочет увидеть на видео
или на картинке, как это делается. Пользователю надо дать как можно более точный
ответ на его запрос.