Рейтинг крупнейших компаний: лидеры варят нефть, а не пиво
24.07.2008 15:33 В этом году редакция усовершенствовала метод составления рейтинга крупных
открытых компаний. Во-первых, в нынешний список вошли более 350 предприятий (в 2007 году их было
55). Во-вторых, теперь компании в рейтинге разделены на три группы:
"крупнейшие", "крупные" и "растущие". В первую попали предприятия, выручка которых в 2007 году превысила 9 млрд
рублей, во второй группе оказались те, чья выручка находится в диапазоне 4–9
млрд рублей, а в группе "растущие" были объединены компании, выручившие в
прошлом году менее 4 млрд. Рекордсмена 2006 года по выручке – пивоваренную компанию "Балтика" – в
нынешнем рейтинге потеснили "Газпром нефть", "СИБУР Холдинг" и "Форд Мотор
Компани". Положению первых двух компаний поспособствовала конъюнктура на рынке
углеводородов, – за 2007 год цена "черного золота" на мировом рынке успела
увеличиться более чем в полтора раза (в 2006 году – всего на 5%). В целом в группе "крупнейших" предприятий преобладают компании, занятые в
сфере продажи и переработки нефти, розничной торговли, перевозок. Нефтехимические дочки "Газпрома", венчающие основной рейтинг, в этом году
лишили "Балтику" лидерства не только по объемам выручки, но и по величине
прибыли. Налоговая нагрузка на нефтяную отрасль в лице пресловутых "ножниц
Кудрина" не помешала "Газпром нефти" повторить прошлогоднее достижение завода
"Балтика" и, продемонстрировав наибольшую выручку, оказаться лидером чистой
прибыли. Однако по показателям эффективности бизнеса "Газпром нефть" и "СИБУР Холдинг"
не смогли попасть даже в первую тридцатку. Так в рейтинге по рентабельности
капитала эти компании заняли 65-ю и 188-ю позиции соответственно, а по
рентабельности активов оказались на 38-м и 69-м местах. Тройку лидеров по рентабельности капитала составляют компании, занятые в
розничной торговле медикаментами ("Фармакор") и строительстве ("Концерн Титан-2"
и СК "Логос") – представители группы "растущих" предприятий. В борьбе за
увеличение оборотов они активно оптимизируют схемы управления капиталом. Как составлялся рейтингВ этом году методология
составления рейтинга в корне иная. Чтобы выборка компаний была репрезентативной,
мы основывались на информации базы данных СПАРК (Система профессионального
анализа рынков и компаний). То есть рейтинг базируется на данных,
предоставляемых Федеральной службой государственной статистики, Федеральной
налоговой службой, Федеральной службой по финансовым рынкам и другими
ведомствами. СПАРК использует в основном информацию, полученную из Единого
государственного реестра предприятий и организаций (ЕГРПО) Росстата, а также
Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Единого
государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП)
ФНС.Оказалось, что итоговая годовая налоговая отчетность предприятий
обрабатывается с апреля по конец августа. Поэтому ни одно рейтинговое агентство,
работающее с налоговыми базами данных, раньше сентября к анализу результатов
деятельности компаний не подходит. В следующем году и мы хотим выпустить рейтинг
осенью, чтобы он еще более объективно отражал ситуацию в регионе. Что касается географии, то мы по-прежнему фокусируемся на компаниях
Петербурга и Ленобласти. В этом году проанализированы около 400 компаний региона
с выручкой более 1 млрд рублей за 2007 год по российским стандартам
бухгалтерской отчетности. Банки в рейтинге не участвовали в связи со сложностью
расчета их выручки. Рейтинг этого года – переходный. В следующем мы собираемся использовать
исключительно данные СПАРК. В этот же раз в процессе подготовки рейтинга мы
использовали также данные компаний, которые они сами
предоставили.