Почем нынче музыка для народа
30.07.2008 14:55 На гастрольно-концертном рынке России более сотни игроков. В Петербурге
концерты организуют порядка 15 агентств. Ключевыми же в общероссийском масштабе
являются всего четыре компании - SAV Entertainment, Talent Concert
International, NCA и PMI. На эти компании в общей сложности приходится около 200
концертов в год. Причем, как правило, самых статусных звезд, гастролирующих в
России. Российский гастрольный рынок набирает обороты. Так, Planet Plus (входит в
концерн PMI) провела в 2007 году 29 концертов, а за 6 месяцев 2008 года уже 20.
NCA организует до 100 концертов в год (раньше было от 60 до 90). "ЕМ Концерт" до
2008 года стабильно шел на уровне 12-15 концертов в год - теперь же планирует
подтянуться до 20. При этом доля концертов российских исполнителей сокращается. К примеру,
Planet Plus в 2006 году организовала 19 концертов российских артистов, а в 2008
году - только четыре. "Стало больше западных звезд первой величины, -
констатирует пресс-атташе компании Euroshow Денис Кенев, - в среднем у
промоутерской организации проходит 12 концертов в год, каждый четвертый из них -
концерт суперзвезды". Любопытно, что к
этого года стал убыточным по всей индустрии, - говорит президент группы компании
NCA Михаил Шурыгин. - За месяц было сразу несколько больших концертов, залы
наполнялись на 60-80%. Из-за этого все компании ушли в минус". "Расходы на
каждый крупный концерт - это в среднем $ 2-2,5 млн, - подсчитывает директор
промоутерской компании "SP Концерт" Игорь Гришин. - В последнее время таких
концертов стало слишком много. Зритель не готов три-четыре раза в месяц платить
за билеты на концерты мировых знаменитостей - рынок растет, а окупаемость
проектов низкая". Билетные сборы с концертов зарубежных артистов в целом по Петербургу
составляют примерно 12-15 млн евро в год. Оборот индустрии в Москве и Петербурге
директор концертного отдела SAV Entertainment
млн евро. Для сравнения: оборот крупнейшего мирового промоутера - американской
Live Nation Inc - только в I квартале 2008 года, согласно официальному отчету
компании, составил $ 636,5 млн. Гонорар звезды за концерт в России в несколько раз больше, чем за аналогичный
концерт в Европе. Например, NCA заплатило Кайли Миноуг $ 2 млн. Для сравнения: в
Европе гонорар Кайли Миноуг составляет 400-500 тыс. евро. Горячий сезон в
концертной деятельности в большинстве западных стран приходится на
октябрь-ноябрь и февраль-март. Поэтому в Россию многие звезды заезжают летом.
"Они просто вписывают Россию в свой гастрольный график, а мы подстраиваемся под
них", - поясняет Михаил Шурыгин. Судить о плотности графика звезд первой величины позволяет простой пример.
Петербургский концерт мирового тура Rolling Stones A Bigger Bang пришлось
отложить на год после того, как гитарист легендарной группы Кит Ричардс упал с
пальмы на острове Фиджи. Кстати, в историю мирового шоу-бизнеса тур A Bigger
Bang вошел как одно из самых прибыльных мероприятий. Гонорары группы, за два
года объездившей все злачные и денежные места мира, по данным VOA News,
превысили $ 550 млн. Гонорар в Петербурге, по неофициальным данным, составил $ 3
млн. Российский рекорд принадлежит Мадонне. В рамках Confessions Tour за
двухчасовой концерт в Лужниках она заработала около $ 5,5 млн. В целом
организация ее первого российского концерта обошлась в $ 7 млн. Еще дороже стоит
разместить Rolling Stones - с ними приезжает целый городок и до 400 человек
обслуживающего персонала! Очевидно, что отбить такие расходы, не говоря уже о прибыли, даже п
50-тысячной толпе зрителей на билетах нереально. Игроки российского гастрольного
рынка утверждают, что окупаемость мегамероприятий зависит не столько от билетных
продаж, сколько от спонсоров. Например, концерт Мадонны спонсировал "ВымпелКом",
Rolling Stones - Связь-Банк. За миллионы долларов, заплаченных за такое
спонсорство, компании почти ничего не получают. Например, Связь-Банк получил
около сотни билетов и право установить маленькую VIP-палатку для своих гостей на
краю площадки. Поэтому зачастую такие траты объясняются другими причинами. "Это дало хорошую
возможность пообщаться с деловыми партнерами в неформальной обстановке. А одним
из главных инициаторов участия в мероприятии стал наш экс-президент Геннадий
Мещеряков, являющийся фанатом группы", - рассказала Светлана Пан
руководитель пресс-службы банка.