Роберт Амакер: Наивысший уровень развития – это быть человеком
16.01.2009 11:56 Некоторые люди посвящают всю свою жизнь одному искусству, некоторые за много
лет так и не находят, чем наполнить свой мир. Роберт Амакер за почти 65 лет
говорил "да" всем знаниям, которые предлагала ему судьба. Каждый второй человек
в его рассказах – учитель; есть у него и собственные ученики. Такое ощущение,
что этот человек учится каждую минуту, использует каждую встречу, не пропускает
мимо тех, кто обладает знаниями и может делиться ими. Спросить его: "Чем Вы
занимаетесь?" – все равно, что попросить рассказать свою подробную биографию.
Потому что Боб вечно чем-то занимается. С детства он извлекает ритмы из любых предметов, попадающихся в умелые
ладони, с 15 лет записывается на музыкальных студиях как профессиональный
музыкант. Вместе с ним рады устроить джем-сейшн Майкл Эллис, Майк Медсен, Андрей
Монгуш, группа "Мельница" и другие музыкальные творцы. Ритмы и музыку Амакер
чувствует не только пальцами, но и всем телом – в прошлом он весьма известный
танцор. Впрочем, чего только не умеет его тело: за многие годы Роберт
неоднократно экспериментировал с ним, заставляя себя то питаться одним мясом, то
голодать, то каждое утро заниматься по четыре часа и отжиматься двести раз, то
забрать
голове. Роберт
Амакер: Наивысший уровень развития – это быть человеком Как в музыке Амакер с вдохновением
берется за джем-сейшн с разными музыкантами, так и в сфере боевых искусств не
боится быть учеником разных мастеров и примерять на себя техники разных школ. В
11 лет он впервые попробовал заняться дзюдо – просто для того, чтобы защититься
от нападок сверстников. Затем были каратэ-кекушинкай, каратэ-годжурю, айкидо,
стиль Ян тайцзи-цюань, стиль Обезьяны. Пару лет Амакер изучал дзэн-буддизм на
Гавайях в центре "Даймонд Сангха". Чем больше знаний появлялось в арсенале этого
человека, тем больше было желание распространять их далее. Поэтому Роберт
преподавал в разное время тайцзи, хатха-йогу. Сегодня множество людей ждет его
семинаров по тайцзи в основанных им школах Калифорнии, Москвы и Праги. Время будто растягивается по заказу Амакера – в его дни вмещаются и занятия
единоборствами, и звуки собственной музыки, и переводы классических текстов
тайцзи-цюань, и жизнь на два дома Москва–Гавайи, и постоянные путешествия, и
даже шаманство в Туве. Мы уже общались с Бобом и давно поняли, что брать у него интервью практически
невозможно: рассказывать он может часами, а вырезать хотя бы одну историю не
поднимется ни авторская, ни редакторская рука. Мы, в свою очередь, можем часами
расспрашивать его. Что есть ритм для искусства единоборств? Неужели музыка
рождается из-под тех же рук, что могут наносить и смертельные удары? Что делать,
чтобы идти по жизни улыбаясь? Как воспитать в себе умение воспринимать любое
занятие как искусство, и есть ли "рецепт" правильного эффективного развития в
своем деле – будь то боевая практика или что-либо другое? Богатейший опыт
Роберта Амакера позволяет ему компетентно и уверенно рассуждать об этом. ALQUIMIA (A): Есть ли признаки, по которым можно узнать настоящее
мастерство?РОБЕРТ АМАКЕР (РА): Можно судить о том, насколько тот
или иной мастер хорош, по тому, насколько у него развито чувство юмора. Когда я
начал изучать боевые искусства, в моде были не китайские, а японские
единоборства, и они были чертовски серьезны – у японцев все очень серьезно.
Через 10–15 лет изучения этих искусств я понял, что люди, которые достигают
высокого уровня мастерства, имеют прекрасное чувство юмора. Причем оно
проявляется не только в преподавании, но и в поединке. А: Можете привести пример?РА: Мохаммед Али – отличный
пример. Его противники бесились, потому что он заставлял их выглядеть смешными
на ринге. Даже наблюдатели – те, кто смотрел поединок вживую или по телевизору,
– приходили в полное негодование от его стиля. То он пошутит, то сделает
какое-нибудь смешное движение. Его бокс очень умный, и он не может не иметь
чувства юмора, ведь быть очень умным и очень серьезным одновременно невозможно.
А вот Брюс Ли обладал прекрасным чувством юмора в жизни, но в схватках вообще
никак его не проявлял – все схватки у него очень серьезные. Первый герой в
истории американского кино, который противостоял образу донельзя серьезного
бойца, это Джеки Чан. С его появлением американцы впервые в своей жизни увидели
в подобных фильмах нечто смешное вместо чего-то очень-очень серьезного. А: Но как можно шутить во время боя? РА: Есть хороший
совет: во время поединка надо придумать себе какое-то дополнительное занятие.
Можно, например, попробовать вести бой и одновременно попивать что-то из
стаканчика. Возможно,
эмоционально относиться к происходящему. Ученик Чжэн Маньцина Уильям Чэн, а это
один из самых смешных и в жизни, и в поединке людей, которых я встречал, сказал
однажды: "Если ты не можешь перевести все это в профессиональную комедию, тогда
даже и не задумывайся о том, чтобы стать профессиональным боксером. Потому что
бить в челюсть намного легче, чем шутить". Так что юмор – это признак
действительно высокого уровня развития в искусстве единоборства. А: Часто ли Вы наблюдаете поединки такого высокого
уровня?РА: Хорошего бокса сейчас и не увидишь, большинство
поединков можно сравнить со школьными разборками. Новые ученики часто спрашивают
меня: "Почему бы тебе самому не устроить какой-нибудь поединок?" Я отвечаю им:
"Потому что я не могу найти причину, по которой должен его устраивать. И даже
если бы я придумал причину, я бы не нашел напарника, с которым можно провести
хороший бой". К тому же, когда люди, выходящие на ринг, действительно
представляют собой что-то серьезное, они не любят, чтобы публика наблюдала за
ними – это может все испортить. А: Странно, ведь кажется, что публичный поединок важен для
бойцов?РА: Чтобы понять, о чем идет речь, надо осознать, насколько
мужчины на самом деле смущаются проявления насилия. Да, для мужчин очень важно
чувство физического доминирования. Они могут не устраивать в повседневной жизни
каких-то схваток, но, тем не менее, физическое доминирование часто является
самоцелью. Однако на самом деле мужчина испытывает потребность доминировать не
ради физического превосходства, а ради превосходства духовного. В литературе по
единоборствам много говорится о том, что надо стремиться побороть дух
противника, и под этим подразумевается вполне конкретная вещь: если вы можете
сбить человека с толку, считайте, что вы победили. А в повседневной жизни речь идет, прежде всего, о грубом проявлении
превосходства: мужчины просто не могут пропустить момент показать себя крутым,
попетушиться. Это глубоко сидит в мужском сознании: если есть чем похвастаться и
что показать, то почему бы это не сделать! Однако люди, которые хотят показать
свою крутость, не очень далеко продвинулись в своем развитии. И это тот случай,
когда мужчины очень серьезны. А: Как быть с этим желанием доминировать, если оно есть внутри
тебя?РА: Проявление мужского желания доминировать является
инстинктивным и даже естественным. Но когда вы начинаете изучать тайцзи,
постепенно избавляетесь от этого желания, потому что поставлены в такое
положение, когда должны подчиниться доминированию другого. Если вы овладели
техникой, то у вас будет нечто более ценное и важное, чем победа. Это не выбор
между "быть агрессивным" и "не быть агрессивным". Просто вместо того, чтобы быть
пассивным, вы выбираете позицию быть активным. Если вы неправильно понимаете боевые искусства и думаете, что они нужны для
доминирования над другими людьми, тогда вы сделаете и соответствующий
неправильный вывод: чем примитивнее боевые искусства, тем они эффективнее. В
этот момент вы и становитесь очень серьезными. А: Вы говорите, что хорошего бокса сейчас не увидишь. Что вообще
такое "хороший поединок"?РА: На эту тему есть у меня одна история.
Было два парня в Сан-Франциско. Оба художники, но любили бокс. Они обожали
наблюдать боксерские турниры и говорили, что бокс – это такая классная штука, но
вот боксеры совершенно не контролируют свое эго, и оно начинает вылезать на
первый план. В итоге из-за того, что бойцы постоянно хотят показать себя в
лучшем свете, они теряют очень многое, несмотря на то, что у них красивый стиль
и им есть чем похвастаться в хорошем смысле. И вот как-то раз эти художники объявили, что если никто не умеет нормально
драться, они сами покажут всем, как надо это делать. Они сказали: "Мы проведем
художественный матч по боксу. Мы не стремимся сделать спортивную карьеру,
поэтому мы можем показать, как это здорово – настоящий бокс". Поединок был
широко анонсирован. Они арендовали какую-то известную площадку в Сан-Франциско,
вышли на ринг и стали хвалиться, какой красивый бокс сейчас всем покажут. Надо сказать, что художественная часть этого сражения длилась приблизительно
15 секунд – ровно до тех пор, пока один из них не заехал другому по носу. И тут
они начали совершенно безжалостно друг друга "мочить". После этого сражения они
ненавидели друг друга еще неделю. Они не понимали, что каждое боевое искусство
стремится делать то, к чему стремились и они: каждый вид единоборства старается
создать красивую гармоничную картину исполнения. Эта красивая картина могла бы
появиться, если бы мужчинам удавалось не впадать в свое эго, если бы они не
проявляли всю свою эгоцентричность в момент поединка. Когда мальчишки в первый
раз видят фильмы про гунфу и решают сделать так же, как "эти крутые дядьки
в кино", они начинают драться, через какое-то время кто-то получает настоящий
удар, и уже вся красота и игривость исчезают. Есть мнение, что судить о силе
того или иного боевого искусства можно, зная какие-то особые приемчики и
техники. И мало кто догадывается, что сила заключается в практике и опыте. Сам же поединок, настоящий поединок, по словам Мохаммеда Али, – это как
беседа. А ведь беседу можно вести по-разному: можно на кого-то кричать и на тебя
будут кричать, и это тоже будет своего рода общение. Но можно и мирно
разговаривать. Например, в тайцзи самое высокое искусство – это искусство
слушания. Овладение им означает, что вы не стараетесь подчинить противника своей
силе или подчиниться его силе, а ищите баланс. А: Восприятие поединка как беседы – это новый этап развития в
понимании боя?РА: На своих занятиях по туй-шоу я говорю, что
оптимальный формат сражения – это так называемые дарма-поединки. Это вообще
дзэн-буддистская практика. Дарма-поединком обычно называют устную коммуникацию,
беседу, в ходе которой мы вступаем в некий спор, контакт, взаимодействие, но, в
то же время понимаем, что существует некий более высокий уровень восприятия
ситуации и что наш спор условен. Именно это происходит, когда мы играем в
какую-то игру. По этой причине игры были всегда более важны для мужчин, чем для
женщин. Женщины никак не могут понять, почему мужчины так расстраиваются и могут
прийти в дурное расположение духа в связи с какой-то игрой, порой это даже
становится опасным. Просто мужчинам свойственно любую ситуацию переводить на
более абстрактный уровень восприятия, который у них будет ассоциироваться или
ощущаться как подтверждение их физического доминирования. В официальных играх, таких как шахматы, все знают, что не стоит очень сильно
расстраиваться, если ты проиграл. А если немного поднять ставки и подменить
шахматы политикой или затронуть в споре, в игре, тему Бога? Что касается развития, то об эволюции того или иного человека можно судить по
уровню согласия с внешним миром, которого он достигает. Самый низкий у
это когда человек требует физического доминирования над остальными. Следующий
уровень, тоже довольно грубый, когда человек требует эмоционального согласия:
если ты грустен, то весь мир должен с тобой грустить, если ты счастлив, то весь
мир должен быть счастлив вместе с тобой. Следующий уровень – интеллектуальный:
хоть человек может и не требовать, чтобы все люди с ним эмоционально совпадали,
но он требует, чтобы все думали так, как думает он. Когда ты находишься на более
высоком уровне, то не требуешь ничего подобного от окружающего мира. А: И все же какое отношение имеет дарма-поединок к единоборствам? Это
больше, чем собственно бой?РА: Сторонние наблюдатели, которые не
понимают, чем действительно является единоборство, думают, что это такой способ
достижения физического доминирования. Дарма-поединок показывает, на каком уровне
развития на самом деле находишься ты и твой противник. Приведу пример. Однажды я купил спальный мешок, но он не отвечал тем условиям, на которые,
как утверждала этикетка, был рассчитан, и мне пришлось всю ночь напролет
разогревать себя растирающими движениями, дабы не закоченеть. Я решил, что,
вернувшись в Нью-Йорк, верну этот спальник, и получу деньги обратно. Я отправился в спортивный магазин, где его приобрел, но продавец сказал мне,
что спальник возврату не подлежит. Я попросил позвать владельца магазина.
Продавец посоветовал не связываться с ним, мол это самый скупой человек из всех,
кого он когда-либо встречал, и никогда никому не возвращает деньги. Но в этот
момент я был в таком необычном, приподнятом состоянии духа, и чувствовал в себе
столько сил, что потребовал, чтобы владелец вышел ко мне. Владельцем оказался мужчина ближе к 60-ти, напряженный и мускулистый. Судя по
всему, он действительно вряд ли когда-нибудь возвращал деньги. Он стал в сочных
словечках рассказывать, как был в тюрьме, как потом его перевели в индийский
лагерь, и как он оттуда вырвался. Закончил он тем, что не собирается шутить с
таким сосунком, как я, и вообще ни с кем не собирается шутить, и указал мне на
плакат, на котором было написано: "Возврат не производим!". Я спросил: "Кто сделал эту надпись?" Он сказал: "Я это написал". Я удивился:
"Это был ты!? Тот, кто вырвался из тюрьмы, прошел через всю индийскую пустыню, а
теперь прячется за собственной надписью?" Он начал сердиться. Я продолжал: "Ты
такой крутой, ты столько всего сделал, неужели ты опускаешься до такой
мелочности, что не можешь мне вернуть деньги за какой-то дурацкий спальный
мешок?" Этому человеку, а он был в два раза больше меня, просто по физиологии присущ
был стиль борьбы, когда ко всему прилагается очень большая сила и на все
оказывается чрезмерное давление, такое, что в итоге они "передавливают"
противника. Но пока он молчал. Я продолжал обличать его: "Вот, значит, до чего
ты дошел. К тебе приходит человек в магазин, и все, что ты за ним видишь, это
спальный мешок. Тебе все равно, кто я, что я из себя представляю, что я умею
делать… Все, что тебя волнует, это твой дурацкий спальный мешок!" Продавец, который за этим наблюдал, постепенно терял дар речи. В конце
концов, я сказал: "Знаешь что, дорогой, я думал, ты на самом деле лучше, чем
это…". В этот момент владелец магазина достал чековую книжку и начал что-то
писать. "Сколько стоит этот спальный мешок? $94?". Я протянул руку и остановил
его: "Напиши просто половину. Мы разделим стоимость нашей дружбы". Я никогда не
забуду его взгляд. Он повернулся к продавцу и сказал: "Если этот человек еще
когда-нибудь придет в наш магазин, дай ему все, что он попросит". После этого мы
обменялись рукопожатиями, посмотрели друг другу в глаза, и он сказал: "А теперь
убирайся отсюда!". Вот что значит, дарма-поединок. Это нечто такое, что представляет собой очень
серьезное взаимодействие на определенном уровне, но вы умудряетесь каким-то
образом подняться на еще более высокий уровень. А: Скажите, как по Вашему мнению удается людям, погруженным в
практику, в развитие себя, сохранять связь с внешним миром?РА:
Может показаться, что это очень круто – быть йогом и адептом тайцзи, быть
погруженным в себя, в свой дань-тянь, в свои внутренние процессы. На самом деле
вы не можете всю свою жизнь провести в этом состоянии – самозабвенном,
самоозабоченном. В какой-то момент надо вернуться и восстановить контакт с
внешним миром. В конце концов, самое важное – это любовь. А любовь в самом пике своего
проявления – это когда можно всю свою наработанную концентрацию направить за
пределы себя. Фактически быть йогом означает быть сконцентрированным на себе и
заставить энергию внутри циркулировать. А проявление любви – в том, что вы
концентрируетесь на ком-то другом, и это заставляет энергию внутри вас также
циркулировать. От наиболее развитых людей, которых я встречал (кто максимально
развился в ражда-йоге или в каких-то других медитативных техниках) – от них у
меня возникало впечатление, что они просто хорошие люди. Они могут вызывать
уважение, как йоги, но влекут к себе именно как просто хорошие люди. До тех пор пока ваша практика – йога, цигун, тайцзи или какая-то другая – не
приведет вас обратно в мир, не создаст контакт с ним, можно сказать, что ваше
мастерство еще не состоялось. Именно это и подразумевается под старой китайской
поговоркой: "Герой похож на обычного человека". Еще есть выражение: "Путь
заключается в простом сознании" . Существует ловушка: люди начинают заниматься
йогой и думают, будто развивают совершенное сознание. Они ошибочно полагают, что
со временем будут производить на окружающих неизгладимый эффект силой своего
развитого сознания. Люди, практикующие йогу, стремятся к тому, чтобы отойти от
всего человеческого и приблизиться ко всему божественному. Но наивысший уровень
развития – это быть человеком. Мир, состоящий из сплошного совершенства, скучен,
хотелось бы каких-то людей, с которыми было бы интересно и не так безопасно. Материал предоставлен INBI World – международной системой клубов и
партнерских организаций, представляющей спортивно-оздоровительные программы и
исследовательские проекты:http://www.inbiworld.com/about_inbi.php?newlang=_ru ________________________________________________________________________ Примечания1 Здесь – восточные боевые искусства.2 Туй-шоу – (tui shou
– толкающие руки, кит.) практика в китайских боевых искусствах, получившая
наибольшее развитие благодаря воинскому искусству тайцзи-цюань. Объединяет
внешние техники боевых искусств и законы внутренней даосской алхимии.