Границу с Финляндией пересечет
19.01.2009 16:53 В декабре 2008 года впервые в истории Выборгской таможни
российско-финляндскую границу пересек миллионный грузовик. Как сообщает
пресс-служба Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ), всего за прошлый
год через международные автомобильные пропускные пункты "Торфяновка",
"Брусничное" и "Светогорск" проследовало около 1 млн 5 тыс. большегрузных машин,
что на 5,5% больше, чем в 2007 году (тогда через границу проследовало 950 тыс.
грузовых автомобилей). Основной поток грузового транспорта приходится на
крупнейший в Северо-Западном регионе таможенный пост "Торфяновка" - почти 470
тыс. грузовиков. Интерес к поездкам между Россией и Финляндией возрос и у
частных лиц. Так, по данным СЗТУ, в 2008 году через автомобильные пункты
пропуска Выборгской таможни прошло почти 1,7 млн легковых автомобилей, что на
10% больше, чем в 2007 году, а количество автобусов выросло на 18,8% до 46
тысяч. Всего же российско-финляндскую границу через пропускные пункты
"Торфяновка", "Брусничное" и "Светогорск" пересекло 6,6 млн человек, что на
18,5% больше показателей 2007 года. В Ассоциации международных автомобильных
перевозчиков (АСМАП) отмечают, что прошлый год показал
все те же проблемы, связанные, в основном, с отставанием приграничных
технологий: от таможни до состояния дорожной инфраструктуры. Например, о
необходимости реконструкции и расширения участка дороги между "Торфяновкой" и
госграницей протяженностью всего 1,8 км говорится с 2005 года. "Практика показывает, что необходимо расширение существующих
погранпереходов и строительство новых", - отмечает заместитель начальника
Северо-Западного представительства АСМАП Константин Шаршаков. Перевозчики уже
два года отстаивают необходимость строительства нового перехода, такая
возможность существует в 20 км севернее "Торфяновки". Если появится еще один
пропускной пункт, то можно будет ввести специализацию - например сделать один из
переходов полностью пассажирским, а на другом - расширить зону для оформления
грузового транспорта. Попытки ввести специализацию были сделаны в прошлом году. В
мае оформление автомобилевозов стало возможно только на "Брусничном" и
"Светогорске". Это была вынужденная мера, связанная с необходимостью разгрузить
"Торфяновку". Однако большое удаление и сложный профиль дороги к "Брусничному" и
"Светогорску" вызвали недовольство со стороны как российских перевозчиков, так и
финских властей. Прогнозы на 2009 год перевозчики делают пока неохотно,
отмечая, что необходимо дождаться февраля. "Январь и в лучшие времена был не
показательным месяцем, а сейчас - тем более", - говорит генеральный директор ЗАО
"Матрален" Иван Заметалин. По его словам, объем перевозок сократился по
сравнению с январем 2007 года на 50%. В первую очередь кризис еще в конце
прошлого года отразился на перевозках легковых автомобилей, спрос на которые
значительно упал, в результате чего на конец декабря в Финляндии скопилось более
60 тыс. автомобилей. Константин Шаршаков оценивает падение объемов перевозок в
январе на уровне 20-25%: "Многие грузовладельцы еще не заключили все договоры".
Директор информационно-аналитического департамента
инвестиционной компании "Энергокапитал" Денис Демин считает, что общее
сокращение перевозок останется также на уровне 20-25%, причем падение коснется
всей номенклатуры грузов: автомобилей, строительных материалов, продуктов и
товаров народного потребления. Иван Заметалин также считает, что основной спад
придется на первый квартал, возможно он сохранится во втором, а в целом по
итогам года объем перевозок составит 75-80% от уровня 2008 года. Наряду с финансовым кризисом, опасение перевозчиков вызывает
постановление Правительства РФ, которое расширило список государств, для
перевозчиков которых вводится плата за использование автодорог России, включив
туда в том числе Финляндию. Сейчас Россию и Финляндию связывает
межправительственное соглашение, по которому проезд перевозчиков обеих стран
осуществляется бесплатно. Если же в России начнут брать плату с финских
водителей грузовиков, то следует ожидать ответных мер с финской стороны. Если
учесть, что 80% грузовиков, курсирующих через границу - российские, и только 17%
- финские, то введенная мера приведет к экономическим потерям, прежде всего, для
российских компаний-перевозчиков. Мария Мокейчева