Рынок жилья просел на треть
20.01.2009 15:11 Генеральный директор агентства недвижимости
"Легион-Недвижимость" Максим Чернов приводит статистику понижения цены по
сравнению с уровнем лета прошлого года: по его данным, это 27-29%. Специалисты
уже не ждут скорой смены динамики на положительную. Если осенью, пытаясь оценить масштабы грядущего "провала",
городские эксперты и аналитики осторожно говорили о марте, как о предполагаемом
рубеже, когда рынок достигнет дна, то сегодня, когда эта временная граница уже
близка, никаких признаков восстановления рынка, равно как и причин для этого,
специалисты не видят. Поэтому в качестве следующей отправной точки теперь все
чаще звучит май, а в наиболее пессимистичных прогнозах – июль и даже октябрь.
То, что в ближайшие год-два цена типового квадратного метра в Петербурге расти
не будет, признает большинство участников рынка. Новая для рынка тенденция, связанная со стремлением клиентов
диверсифицировать имеющиеся денежные средства: сделки стали проходить по схеме
1/3-1/3-1/3. То есть часть денег за покупаемое жилье по договоренности с
продавцом оплачивается в рублях, часть – в долларах, и часть – в евро. Такие ситуации, говорит Марианна Верещага, генеральный
директор агентства недвижимости "Адвекс-Центр", нынче в ее компании не редкость.
Два-три года назад валютные варианты расчетов были нормой. Но за полтора года,
прошедшие с вступления в силу федеральной нормы, запрещающей указывать в
иностранной валюте цену продающейся в отечестве недвижимости, участники рынка
успели и при взаиморасчетах перейти с долларов на рубли, а летнее падение
доллара укрепило тенденцию. Теперь же и покупатели, и продавцы, убегая от
девальвации российской валюты, вновь "взялись за старое". Несколько изменился сценарий поведения продавцов. Если до
осени прошлого года граждане, глядя в каталоги, ставили цены на свое жилье с
запасом и ждали, когда рынок "дорастет" до заявленной суммы, то теперь те, кто
хочет продать, вынуждены "подныривать" под рынок. Риэлтеры говорят, что
продавцу, желающему, чтобы его объект был продан быстро, лучше поставить цену
процентов на 15-20 ниже по сравнению с аналогичными вариантами. При этом
покупатели, выбрав самый дешевый объект, все равно торгуются во время
просмотров. Юлия Лозовская