ГИБДД: жизнь по регламенту не легче
01.10.2009 07:22 Документ запрещает некоторые из действий сотрудников ГИБДД, ставшие уже привычными. Однако практика работы документа в течение месяца показывает, что никаких изменений в общении инспекторов и водителей пока не произошло. Так, ни одному из опрошенных "ДП" юристов, которые консультируют автовладельцев по конфликтным ситуациям с ГИБДД, еще не поступало жалоб на действия гаишников. "Прошло еще очень мало времени, чтобы что–то реально изменилось, — считает Юрий Чистов, юрист компании "Правовой сервис". — Думаю, документ еще не вполне осознали сами инспекторы, не говоря о водителях". Регламент представляет собой перечень правил общения сотрудников ГИБДД и водителей. Если раньше эти правила были разбросаны по разным нормативным актам и, как правило, не были известны автовладельцам, то теперь знакомство с ними существенно упростилось. Поверхностное знакомство с правилами не может не радовать. Оказывается, "одиноко стоящий инспектор" не может останавливать машину; остановка возможна только рядом с постом ДПС. Если инспектор намерен задержать водителя, который подозревается в совершении правонарушениГИБДД: жизнь по регламенту стала не легче я, он должен составить протокол на месте. Освидетельствование на наличие алкогольного опьянения можно проводить только в присутствии двух понятых. Как водитель, так и автоинспектор имеют право вести аудио– и видеозапись разговора. Правда, как ее "пришивать" к протоколу, непонятно. "Я не думаю, что новый регламент как–то облегчит жизнь водителей, потому что он на это совершенно не нацелен, — говорит Виталий Новиков, генеральный директор Sollers Петербург. — Да, нельзя останавливать водителя вне поста ДПС, но есть оговорка — без ориентировки. Создать ее на ходу можно без проблем — "в розыске белая машина". Скептичен и Аркадий Крамарев, глава комиссии Законодательного собрания Петербурга по законности и правопорядку: "Составление протокола, вызов понятых и т. д. отнимают еще больше времени, чем решение на месте. Больше будет необходимость применять незаконные меры, то есть давать взятки", — уверен он. Что изменилось в работе инспекторов ГИБДД с появлением регламента: 1. Водитель имеет право игнорировать требование сотрудника ГИБДД остановиться, если инспектор находится вне поста ДПС. 2. Водитель может отказать инспектору в проведении досмотра, если у инспектора отсутствует ориентировка на машину. 3. В случае задержания транспортного средства вне населенного пункта лицу должно быть оказано содействие в проезде до ближайшего населенного пункта. 4. Не допускается останавливать транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена ПДД, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения. 5. Если у водителя есть сомнения в правомерности действий инспектора, водитель имеет право позвонить по номеру, который ему обязан дать инспектор. По телефону водитель может проконсультироваться у начальства инспектора или поговорить с дежурным. Время беседы не должно превышать 5 минут 6. На любое требование, обращенное к водителю куда–либо проследовать, инспектор обязан составить протокол. Если протокол не предъявлен, водитель может не выполнять требование. 7. Регламент обязывает: если водитель успел вернуться к эвакуироваемому автомобилю до того, как эвакуатор начал движение, автомобиль ему должны вернуть. Фактически это приказ инспектору находиться на месте, пока эвакуатор не начал движение, и при появлении водителя вернуть ему автомобиль немедленно.