Мобильная связь: абоненты станут дезертирами
18.12.2009 10:14 Совокупный отток абонентов российских сотовых операторов в 2009 году составит 70–75 млн sim–карт, а в 2010 году — уже 96 млн. Sim–карта попадает в отток, если абонент не пользуется связью более 3 или 6 месяцев, в зависимости от учетной политики компании. Чтобы компенсировать потери, операторам придется потратить на подключения новых пользователей около 45 млрд рублей в 2009 году и 70 млрд рублей в 2010 году, прогнозирует независимый аналитик Владимир Богданов, бывший в 2002–2007 годах вице–президентом "Евросети". По словам Богданова, рост оттока вызван политикой самих операторов, которые в 2009 году стали с невероятной активностью распространять sim–карты через промоутеров. Это стимулирует абонентов–перебежчиков, которые находятся в поиске выгодного тарифа или бонусных минут на новой sim–карте, говорит Богданов. Его рассуждения подтверждаются оценками "МегаФона", согласно которым год назад каждый третий подключенный абонент оставался в абонентской базе, сейчас — каждый четвертый, а через год — каждый пятый. Что касается Петербурга, здесь за 9 месяцев 2009 года было реализовано 4,5 млн sim–карт (данные "Рустелекома"), а совокупная абонентская база операторов увеличилась всего на 1,2 млн клиентов (данные AC&M–Consulting). В компании Tele2, которая одной из первых прибегла к помощи промоутеров, считают текущий уровень Мобильная связь: абоненты станут дезертирамиоттока некритичным, так как "еще ни один из операторов не показал убытков от операционной деятельности". В МТС называют прогноз Богданова на 2010 год и оценку рынка за 2009 год не соответствующими действительности, ссылаясь на данные за 2008 год. "МТС подключают новых "качественных" абонентов, готовых платить за услуги связи", — говорят в компании. Зато "МегаФон" признает, что набранные промоутерами клиенты платят за связь в 1,5 раза меньше, чем покупатели sim–карт в салонах оператора. В "Билайне" не стали комментировать исследование Богданова, так как оператору "не понятна методика и система расчетов". Аналитики предполагают, что в 2010 году операторы могут изменить продолжительность "жизни" абонента в сети, чтобы избавить себя от необходимости покрывать новыми подключениями отток клиентов.