Студентов много не бывает
02.03.2009 14:18 Что–то странное, на взгляд стороннего наблюдателя,
творится с российским высшим образованием. Это образование высшие чиновники
тянут в противоположные стороны. Не успел министр Фурсенко пригрозить
крупномасштабным изъятием лицензий у вузов, где учат непонятно чему и дурно, как
тут же президент Медведев сказал, что лучших студентов платных отделений нужно
переводить на бесплатные места. Заявление Фурсенко означает, что студентов
слишком много и нужно их сокращать; заявление Медведева означает, что студентов
должно быть много и их нельзя сокращать. Практическая мысль Фурсенко в том, что лучше меньше да
лучше, особенно в экономический кризис; политическая мысль Медведева в том, что
чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не вешалось — то бишь не пополняло ряды
недовольных, особенно когда экономический кризис чреват социальным бунтом.
Фурсенко полагает высшее образование инструментом, позволяющим выпускнику делать
карьеру; Медведев смотрит на высшую школу как на государственный институт,
который должен быть, коли мы не хотим развалить государство. Кто прав? Разумеется, Медведев. Знания и навыки, какие дает
вуз в России, это вообще не карьерные инструменты. Профессиональных навыков
российская высшая школа дает мало, ну, может быть, за исключением математики,
физики и медицины. Журналист после журфака не умеет написать заметку; выпускнику
отделения ландшафтного дизайна не доверят разбить частный сад; качество
выпускниковМАДИ видно по качеству российских дорог. Объективно высшее образование в России — это реакция на
прусский тип среднего образования, с его зубрежкой и принуждением. Вырвавшись из
казармы, вчерашний школьник вдруг получает немыслимую свободу — ходить или
«закалывать» лекции, уважать или не уважать препода, торчать в библиотеке или
дуть пиво, ходить в лингафонный класс или в ночной клуб. Сессия лишь дважды в
год, а коррупция, слава богу, минимизирует риски исключения. Главное содержание
российского высшего образования — это образование поколенческих связей. Роман Абрамович и дня не проучился в московской «Губке», но
зато тусовался в ее коридорах с Ойфом, Швидлером и всем будущим руководством
«Сибнефти», то есть де–факто свой диплом получил (и похоже, что красный).
Владимир Путин вытащил половину своего курса в главные начальники страны.
Выпускник филфака ЛГУ Сергей Иванов стал министром обороны благодаря тому, что
удачно в свое время возглавил университетский комитет комсомола, где на него и
обратили внимание товарищи из КГБ. Рейтинг российских вузов — это рейтинг шансов
попасть в обойму; он к рейтингу умений отношение имеет малое. Когда в кресло главы Минатома нужно было посадить своего,
министра Румянцева в секунду заменили на министра Кириенко, хотя первый был
физиком–ядерщиком и директором Курчатовского института, а второй знатным
либералом да дианетиком. Поэтому реформатор высшей школы у нас — это враг
системы. И это основная причина, по которой реформы образования в России будут
идти непрерывно, но само образование будет оставаться на месте. Российский
студент может не волноваться. А министр Фурсенко пусть зайдет после уроков к
директору.