Богатые люди Петербурга: Олег Леонов
16.03.2009 19:08 Первые деньги будущий президент холдинга "Юнилэнд" Олег
Леонов заработал еще в институте на "шпаргалках" для желающих поступить в Первый
медицинский: нанял репетиторов, они подготовили ответы на возможные вопросы и
эти пособия рассылали по заявкам. Почтовая деятельность приносила около 4000 руб. в месяц при
средней зарплате в 200 руб. Затем переключился на посылочную торговлю
вообще: автоматические определители номера, газовые пистолеты, кухонные
комбайны, видеомагнитофоны. Потом работали как представители компании Quelle и других
западных фирм, торгующих по каталогам. В 1993 г. на базе РПД образовалась
компания "Юнилэнд", которая стала первым в России эксклюзивным дистрибутором
Unilever, Henkel, Pierre Cardin, Schwarzkopf и Wella. В 1995 г. пошли в регионы
— в Москву и Екатеринбург. В 1996 г. "Юнилэнд" начал поставлять в Россию еще и
продукты питания. Чтобы самостоятельно проводить таможенные операции, создали
центральный склад и автоколонну для международных перевозок. С 1993 по 1997 г.
"Юнилэнд" ежегодно увеличивал оборот на 50-80%. А в 1997 г. компания стала
крупнейшим импортером в Северо-Западном регионе. Олег
Леонов Но после августовского кризиса 1998 года дорогой импорт стал
никому не нужен, а оборот "Юнилэнда" сократился в пять раз. В 1999 г. компанию
обвиняли в долгах, а президента - в махинациях, на рынке появилась информация,
что "Юнилэнд" скоро исчезнет. Однако Олегу Леонову удалось сохранить компанию,
нацелившись на развитие мелкооптовой и розничной торговли. Первая попытка создания национальной сети дискаунтеров
"Юнисам" провалилась из-за нежелания независимых магазинов работать по единым
стандартам. В 1999 г. появилась "Дикси". Сначала - в Москве, в 2000 г. — в
Петербурге, а с 2002 г. — в Челябинске. В 2004 г. западные фонды вложили в
развитие компании несколько десятков миллионов долларов, и к концу года число
магазинов выросло до 120, а оборот превысил $550 млн. На вопросы о секретах успеха он отвечал, что в бизнесе, как
в спорте, есть стайеры и спринтеры. "Спринтеры бегут короткую дистанцию и очень
быстро выигрывают. Мы стайеры — специалисты по длинным дистанциям". Тогда он уверял, что не будет продавать компанию: "Все хотят
продаться — им дадут денег, и они уйдут сейчас же. Деньги в какой-то момент
никакого интереса уже не представляют. Но дело, которым ты занимаешься, должно
быть тебе интересно". Видимо, в 2007 г. сеть "Дикси" стала ему неинтересной.
Хотя аналитики убеждены, что продажа "Дикси" - способ привлечь финансирование
для агрессивного развития без увеличения долговой нагрузки. Как бы то ни было, Олег Леонов продал контрольный пакет
акций сети владельцу группы компаний "Меркурий" Игорю Кесаеву, крупнейшему в
России табачному дистрибьютору и совладельцу нефтяной компании Sibir Energy.
Впрочем, обещал далеко из ритейла не уходить: "Возможно, моя будущая
деятельность будет связана с поддержкой и развитием других сетей, не
принадлежащих мне". Стоимость пакета Олега Леонова, по оценкам экспертов,
составила около $450 млн. Он (по его собственному признанию, "если с ума не
сходить") не может потратить больше $30 тыс. в месяц, так что вырученных денег
должно хватить на 1250 лет. 186 место в рейтинге российских миллиардеров журнала
"Финанс" (2008 г.), $500 млн, 12,3 млрд руб.96 место в рейтинге 100
российских миллионеров журнала Forbes, $690 млн (на начало 2007 г.) БиографияОлег Леонов родился в 1969 г. в Кишиневе. В
1992 г. окончил Первый медицинский институт (Санкт-Петербург). В 1991 г. основал
и возглавил компанию "Российский посылочный дом", которая в 1993 г. была
преобразована в компанию "Юнилэнд". КомпанияВ конце 2007 г. торговая компания "Мегаполис",
входящая в ГК "Меркурий" приобрела 100% акций Dixy Retail, которой принадлежит
100% Dixy Holding, в свою очередь владевщей 50,96% "Дикси Групп". На момент
продажи количество магазинов сети превышало 370.