Автоперевозчики начали борьбу за одно кресло
07.04.2009 07:26 По экспертным оценкам, в прошлом году объем рынка
международных перевозок в Северо-Западном регионе составил $ 1,5 млрд. В 2009
году ожидается, что из-за кризиса он упадет до $ 400 млн. Для того чтобы как-то выжить на рынке, перевозчики пытаются
усилить свое лобби на федеральном уровне. Момент совпал с перевыборами
президента российской Ассоциации международных автомобильных перевозчиков
(АСМАП). Юрий Сухин (в прошлом министр транспорта РСФСР), возглавлявший
ассоциацию 18 лет, свой пост покидает. Среди перевозчиков разгорелись жаркие споры о том, кто
должен занять его место. Фигура президента станет ключевой в разрешении проблем
перевозчиков и налаживании диалога с властями. Сейчас АСМАП выдает разрешения на
международные перевозки и участвует в разработке нормативов в области
грузоперевозок. Однако в условиях кризиса бизнес надеется, что ассоциация сможет
решить и ряд коммерческих задач: выступит в качестве лизинговой компании, даст
гарантии банкам, организует строительство единой ремонтной базы для членов
ассоциации. Итоговое голосование пройдет в мае 2009 года. Ныне есть два претендента на должность президента - Евгений
Москвичев, действующий замминистра транспорта РФ (по данным перевозчиков, в
ближайшее время покинет эту должность), и Алексей Васильков, коммерческий
директор московского ООО "ЕвроТрансСервис". Часть перевозчиков рассчитывает на
административный ресурс, который может дать Москвичев, а другие поддерживают
Василькова как "человека из своего круга". Причиной снижения грузооборота стал не только кризис,
ударивший по интенсивности внешнеэкономических отношений. Из-за
протекционистской политики правительства РФ, которое пытается оттянуть
грузопоток с прибалтийских портов, значительная часть контейнерных грузов
(порядка 15%) ушла в морские порты региона. Если на финском направлении
автоперевозчики в прошлом году перевезли 8 млн т грузов, то из региональных
портов ими было вывезено 16 млн т грузов. Однако, по оценкам местного отделения АСМАП, сейчас 90%
грузов из портов попадают в руки нелегальных перевозчиков (автовладельцев, не
имеющих юрлица и не платящих налоги). Из-за несовершенства законодательства
работать легально на внутреннем рынке невыгодно. Большая часть грузов,
попадающих в порт, - крупногабаритные, для перевозки которых по территории РФ
нужно за деньги получать разрешения. В противном случае на компанию-перевозчика
как юрлицо может быть наложен штраф в размере 500 тыс. рублей. Нелегальные же перевозчики на этом рынке фактически
находятся вне контроля. Члены АСМАП надеются, что новый президент сможет
пролоббировать принятие законов против нелегалов. Однако мнения о том, кто это
сможет сделать лучше, расходятся. По итогам предварительного голосования в
регионах с явным преимуществом побеждает Евгений Москвичев. Как сообщил Юрий
Сухин, в Северо-Западном регионе также из 300 голосов только 50 было отдано за
Алексея Василькова. "В условиях кризиса ассоциации нужен
человек, который вхож в кабинеты власти", - считает Юрий Сухин. "Хорошие замминистры в общественные организации не уходят",
- уверен глава ЗАО "Автоколонна-1107" Валерий Волков. С ним согласен и
генеральный директор ЗАО "ГСК "УМИАТ" Алексей Патрухин: "Евгений Москвичев не
смог решить проблемы перевозчиков на посту замминистра, и вряд ли ему это
удастся на должности президента АСМАП". По его словам, поскольку большинство
мелких компаний не приезжает на голосование, а доверяет выбор представителям
АСМАП, выбор Москвичева предопределен. Справка: Евгений Москвичев, действующий заместитель министра
транспорта РФ. После окончания института руководил автотранспортными
предприятиями Брянска. С 2001 г. работает в министерстве. При нем удалось
отменить решение Минфина о введении платного проезда для финских перевозчиков по
территории РФ. Алексей Васильков раньше занимал должность генерального
директора ООО "ЕвроТрансСервис", сейчас коммерческий директор компании. Пять лет
работал в качестве вице-президента АСМАП. Он повлиял на принятие 147
постановлений правительства, среди которых беспошлинный ввоз грузовых
автомобилей из-за границы. Экспорт Северо-Запада в 2008 г. сократился на 22%, а импорт
увеличился на 24% по сравнению с показателями 2007 г. По итогам 2008 г.
Петербург занимает первое место в импорте в регионе - 41,2%. Всего в 2008 г.
через таможни СЗТУ было перевезено грузов на сумму $ 101,2 млн. Мария Яцко