Рекламный рынок сократился в первом квартале на 29%
27.05.2009 13:16 Председатель комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере
рекламы Борис Школьников сообщил, что за I квартал этого года падение в
рекламной отрасли составило 29%. "Но рынок все же работает и, безусловно, устоит. В нынешних
условиях, во–первых, следует особо тщательно следить за соблюдением правил
работы на рынке, во–вторых, делать ставку на креативность, на новые идеи.
Кризис — это еще и возможность отсеять посредственность и серость", —
сказал Школьников. Президент Национальной рекламной ассоциации Борис Еремин, в
свою очередь, полагает, что падение рекламного рынка в условиях кризиса может
превысить 50%. "Это означает возвращение к уровню 2004 года", — заметил
Еремин. Замглавы ФАС Андрей Кашеваров рассказал о результатах
контроля его ведомством рекламного рынка России. По его словам, в 2008 году
количество нарушений стабилизировалось: их зафиксировано 13,6 тыс. (в
2007–м — 13,5 тыс., в 2006–м — 13 тыс.). Если в 2006 году за нарушения было взыскано штрафов на сумму
в 67,5 млн рублей, то в последующие 2 года объем взысканий значительно
вырос — свыше 200 млн рублей ежегодно. Рост связан с тем, что больше
судебных дел было возбуждено по допущенным нарушениям, пояснил Кашеваров. Больше всего в прошлом году антимонопольным органам пришлось
бороться с нарушениями в сфере банковских и страховых услуг — дела
возбуждались в основном за "сокрытие" в рекламе комиссий за обслуживание
потребительских кредитов, а также за навязывание заемщикам при заключении
кредитных договоров "своих" страховых компаний. Число нарушений в сфере рекламы финансовых услуг в прошлом
году выросло до 22% от общего количества нарушений с примерно 6% в 2006–2007
годах. Второй по численности блок — нарушения в сфере рекламы
медицинских услуг. Проверки показали, что под видом биологически активных
добавок активно рекламировались лекарственные средства, отметил Кашеваров. Третий блок — нарушения в рекламе алкогольных напитков,
пива и табака. Около 15% нарушений дало использование в рекламе недостоверных,
непроверенных фактов. "Это тем не менее меньше, чем в предыдущие годы", —
сказал представитель ФАС. Кашеваров отметил также, что в последнее время на рекламном
рынке заметно некоторое восстановление, оживление. Вице–президент Ассоциации коммуникационных агентств России
Владимир Евстафьев, в свою очередь, отметил, что "рекламный
рынок — это зеркало состояния экономики примерно с годовым временным
лагом". То есть результаты минувшего года (а российский медиарекламный рынок
достиг уровня в 267 млрд рублей) говорят об экономическом развитии России в
предшествующем периоде. А на результаты рекламного рынка в нынешнем году в
заметной степени повлияют экономические итоги 2008 года. "Подобное уже бывало: в кризисном 1998 году зафиксировано
падение рекламного рынка всего на 3% по сравнению с 1997 годом, а в 1999 году,
когда экономика стала уже понемногу выправляться, все равно был отмечен 57%–ный
спад, зато в следующем, 2000, году был рост на 40%", — сказал
Евстафьев. О ситуации на рынке наружной рекламы рассказал гендиректор
исследовательской фирмы "ЭСПАР–Аналитик" Андрей Березкин. Российский рынок
наружной рекламы, несмотря на негативные кризисные тенденции, явно проявившиеся
в ноябре–декабре 2008 года, вышел по итогам года на четвертое место в мире и
занял первое в Европе, обогнав рынки Великобритании и Франции. По данным
эксперта, общий объем рынка наружной рекламы (в том числе на транспорте)
составил 45,8 млрд рублей. "Естественно, кризисные явления затронули и наружную
рекламу. В частности, цены на размещение упали в некоторых случаях на четверть.
Сегодня уже заметны некоторые позитивные тенденции, однако это не означает, что
в ближайшее время все кризисные моменты будут преодолены", — заметил
Березкин.