Премьер Путин захотел премьер
29.05.2009 17:44 Судьбы российского кинематографа будут вершить замглавы
администрации президента РФ Владислав Сурков, вице–премьер Александр Жуков,
министр культуры Александр Авдеев, замглавы Минэкономразвития Станислав
Воскресенский, пресс–секретарь премьера Дмитрий Песков, министр связи и массовых
коммуникаций Игорь Щеголев, глава ВЭБа Владимир Дмитриев, гендиректор ВГТРК Олег
Добродеев. Из деятелей собственно кино в киносовет Путина попали
председатель союза кинематографистов Никита Михалков (сохранивший этот пост
вопреки, а также благодаря скандальной истории с участием Марлена Хуциева),
режиссеры Валерий Тодоровский, Владимир Хотиненко, гендиректор "Мосфильма" Карэн
Шахназаров, а также гендиректор Первого канала Константин Эрнст, сообщает РИА "Новости". Предполагается, что новый орган будет рассматривать и
готовить предложения по господдержке производства, проката, показа отечественной
кинопродукции и ее распространения за рубежом. О коммерческой составляющей отечественного кино говорит, к
примеру, тот факт, что лидер проката — "Обитаемый остров" Федора
Бондарчука пребывает в глубоком минусе. Первая часть фильма, общий бюджет которого составляет $36
млн, собрала $21 млн, вторая, по данным ресурса "Кинобизнес сегодня", около
$5,5 млн. В сумме планировалось собрать $70 млн. Продюсер фильма Александр Роднянский заявил недавно, что
деньги теперь придется возвращать и это займет несколько лет. Премьер
ждет премьер Еще одна громкая премьера — фильм "Тарас Бульба".
По данным компании "Централ Партнершип", этот фильм — лидер по
посещаемости. С начала апреля его увидели 3,8 млн зрителей в России и более 560
тыс. на Украине. При этом кассовый сбор картины — 568,2 млн рублей (данные
"Кинобизнес сегодня". — Ред.), что ниже, чем у первой части "Обитаемого
острова". "Треть российских фильмов, которые выходят в прокат, не
окупают затрат даже на печать копий", — говорит генеральный директор ЗАО
"Невафильм" Олег Березин. По его словам, "с 1998 года в кинобизнесе обнаружилось
много узких мест". Одно из таких "узких
мест" кинопроизводства — перефинансирование. "Появились
целые толпы продюсеров, инвесторов, готовых вкладывать деньги в кино. А на самом
деле система не работает! Потратить 3 млн на фильм, получить от его проката в
кинотеатрах 3 млн и считать, что это хорошо, — бред", — говорит Олег
Березин. С началом кризиса поток частных инвестиций в кино резко
обмелел. Теперь в процесс включилось государство. Минкультуры РФ вышло с концепцией, согласно которой
из всех государственных киностудий предлагается оставить пять
базовых — "Ленфильм", "Мосфильм", студию им. Горького, Свердловскую
киностудию и Центр национального фильма, присоединив к ним оставшиеся. На базе "Ленфильма", в частности, планируется создать
государственно–частное партнерство при участии студии RWS —
"дочки" АФК "Система". По словам гендиректора кинокомпании RWS Юрия Сапронова,
которые приводит РИА "Новости", предполагаемые
инвестиции в проект составляют $200–300 млн. В этом совместном предприятии государство претендует на
блокирующий пакет акций (не менее 25% плюс одна акция). На вопрос, зачем государству блокпакет, Сапронов отвечает:
"С одной стороны, государство получит гарантию, что "Ленфильм" не
превратится в гостиницу, с другой — у инвестора останется возможность
перестроить студию и сделать ее привлекательной и для российских производителей,
и для иностранных". Участники кинорынка смотрят на реформы без оптимизма.
Одни отмечают идеологическую подоплеку происходящего —
неспроста еще Владимир Ульянов писал, что "пока народ безграмотен,
важнейшими из искусств являются кино и цирк". А во–вторых, мало кто сегодня
питает иллюзии по поводу распределения финансовых потоков и того,
насколько декларации соответствуют реальности.