Сольют ли USA по примеру GM?
02.06.2009 06:49 Самый большой крах промышленной корпорации в истории США,
это событие привлекло внимание всего мира не только из-за размера потерь
кредиторов (десятки миллиардов долларов), сокращаемых рабочих мест (десятки
тысяч) или уровня принятия решений (президент США, канцлер ФРГ, правительство
Канады). Этот шаг дает некоторое представление о том, как могут
развиваться события при неблагоприятном для мировой экономики раскладе. Согласно
плану Белого дома, на обломках "старой GM", на которую повесят все долги и
которую оставят разбираться с кредиторами, будет создана "новая GM", куда
перейдут все "хорошие активы", включая бренды Chevrolet и Cadillac. Инвесторы не
получат почти ничего. Почти всеми акциями новой компании будут владеть
правительства США (60%) и Канады (12,5%), из-за этого "новую GM" уже прозвали
Government Motors - "Государственные моторы". Означает ли это, что в случае
банкротства корпорации под названием United States of America будет применен тот
же принцип, то есть хорошие активы сольют и переведут в новую корпорацию под
названием, скажем, NUSA, а инвесторам в ценные бумаги страны будет предложено
обратиться в нью-йоркский суд? Как известно, самый лакомый кусок европейской части GM -
речь о компании Opel - приобретает консорциум с большим участием Сбербанка. Уже
прозвучали бодрые прогнозы о том, как это послужит на благо родного автопрома,
но вряд ли стоит проявлять в этом отношении чрезмерный оптимизм. Во-первых, битва за выгодные условия сделки еще только
начинается, хотя уже известно, что будет много жертв. Германия не даст новым
владельцам закрыть заводы у себя дома, а британский премьер тут же пообещал
соотечественникам, что не тронут и завод в Лутоне. Нет сомнений, что и в других европейских странах вряд ли
удастся резко оптимизировать производство. И в лучших обстоятельствах подобная покупка может
превратиться в печеную картофелину, которую и выбрасывать жалко, и удержать в
руках трудно. И потом, только Герман Греф, очевидно, знает имена
чудо-менеджеров, которые вывели на мировой уровень отечественный автопром и
теперь будут учить немцев, как им делать "опели".