РЖД готовы судиться с Минфином
08.06.2009 08:54 Очередное повышение грузовых тарифов намечено на 1 июля 2009
года. Федеральная служба по тарифам приняла решение увеличить ставку на 5,7%.
Специалисты РЖД при этом уверены, что увеличение должно составить 7,6%. Альтернативой могут стать государственные дотации
госмонополии в размере 29,6 млрд рублей, иначе компания будет терпеть
убытки. При этом недавно правительство РФ уже удовлетворило просьбу РЖД о
выделении 50 млрд рублей для сдерживания тарифов на прежнем уровне. Владимир Якунин заявил, что пока не находит поддержки в
правительственных кругах в решении этого вопроса. Он вспомнил опыт германских
коллег с Deutsche Bahn, которые обратились в суд после того, как государство
отказалось компенсировать убытки компании из-за сдерживания тарифов на грузовые
перевозки. "Они засудили собственное правительство!" - отметил Владимир
Якунин. У РЖД уже есть опыт подобных дел. В конце 2007 г. компания отсудила у
Минфина РФ 90 млн рублей, недоплаченных за перевозки льготных категорий граждан.
Сейчас для сохранения клиентов в РЖД стали принимать банковские гарантии вместо
предоплаты за перевозки (раньше даже крупные игроки платили вперед). Также компания отказалась от 30 типов платных услуг, чтобы
снизить стоимость грузовых перевозок. Председатель совета директоров ОАО "ДВТГ"
(перевозчик) Раиса Паршина рассказала, что из-за повышения тарифов в
июле-августе падение грузооборота может составить 10-15%. При этом в первую
очередь пострадают импорт и экспорт. На этих направлениях велика конкуренция с
морскими перевозчиками. Юристам судебные тяжбы госмонополии с госструктурами не
кажутся странными. "Главное, чтобы для компенсации грузового тарифа за счет
государства были законные основания", - уверен Алексей Чичканов, партнер DLA
Piper в Петербурге. Кстати: по плану ОАО "РЖД", годовое падение грузооборота в
2009 г. должно составить 19%. Грузооборот за прошедшие 5 месяцев 2009 года
снизился на 16,5% и составил 862,7 млрд тарифных тонно-километров. Грузооборот в
мае текущего года составил 182,8 млрд тарифных т.км
(-12,8%).