Прохоров оценил антикризисные меры правительства и внес предложения
09.06.2009 10:02 "В этих условиях хочу отметить особую роль государства и его
исключительное право в выборе приоритетов, стратегий, консолидации и уровня
профпригодности элит по выходу из кризиса (неизбежно происходит расширение зоны
влияния государства по спасению конкурентных отраслей и предприятий, в том
числе, в отдельных случаях, вхождение в капиталы проблемных компаний и
управления ими). На форуме продолжалась фундаментальная и непримиримая борьба
двух упомянутых экономических школ в условиях глобализации: монетаризма и
кейнсианства. По-моему мнению, стенки между двумя учениями уже давно нет, а
главное различие сводится к определению приоритетов экономической модели,
при этом инструменты и меры практически одинаковые. Отсюда вывод – не надо
зацикливаться на экономических догмах, нужно иметь под рукой несколько моделей в
зависимости от выбранных приоритетов и быстро реагировать на изменения среды с
учетом специфики экономики России и ее конкурентных преимуществ", — пишет
Прохоров. По мнению президента "ОНЭКСИМ", Прохоров
оценил антикризисные меры правительства и внес предложенияв нашей стране
доминирующей научной и практической школой является монетаризм, то есть
экономика сводится к выбору двух приоритетов: 1. Борьба с инфляцией
монетарными методами с жесткой денежно-кредитной политикой, где ставка по
кредитам не может быть ниже уровня инфляции. 2. Зависимость курса рубля от цены
на нефть (модифицированный "currency board") В условиях кризиса, на взгляд Прохорова, такой подход помог
нам достичь временной стабилизации, контроль инфляции, возврат доверия к
национальной валюте и ускоренной гибели неэффективных предприятий. Однако
подобные антикризисные меры государства идут в противофазе с действиями бизнеса:
маржинальная прибыль "рублевого" бизнеса значительно ниже стоимости денег; у
банков нет хороших заемщиков, новые кредиты пополняют банк "плохих долгов";
создание "резервов" за пределами бизнеса, отказ от борьбы за бизнес и снижений
затрат. Кроме того, результатом подобных мер также становится снижение эффекта
импортозамещения и конкурентоспособности реального сектора, а также массовая
безработица и банкротства. Сам Прохоров не относит себя к последователям ни одной из
школ. Монетаристский поход, по его мнению, практически достиг своих приоритетов
и выполнил максимум задач. Однако теперь более эффективным, с учетом специфики
экономики России, является реализация приоритетов, близких к кейсианству:
стимулирование; ослабление курса рубля и его привязки в целях увеличения налогов
и снижения бюджетного дефицита; снижение затрат и повышение
конкурентоспособности. "При этом, стимулирование спроса имеет сейчас приоритетное
значение", — отмечает Прохоров. Он предложил свои меры, на которые
следовало бы обратить внимание правительсву: — резкое снижение учетной ставки ЦБ (норма прибыли в "рублевой" экономике
составляет 8-12%, и помимо оплаты процентов банкам нужно еще зарабатывать для
развития!); — заморозка тарифов естественных монополий (инвестресурсы нужно искать
не в повышении тарифов, а в снижении затрат – резерв 20-30%; итак пошли
неплатежи энергетикам, и некому продавать газ); — неувеличение налоговой нагрузки на бизнес; — госзаказ на строительство новой инфраструктуры (дороги и жилье – нельзя
резать бюджет по принципу "всех на 30%"); —демонополизация экономики на региональном уровне; — форсирование развитие новой инновационной экономики с четким выделением
направлений прорыва. Позитивный эффект, который ожидает Михаил Прохоров от
предложенных мер: — Сигналы государства и бизнеса по выходу из кризиса совпадают; — Снижение бюджетного дефицита; — Переход от монетарных методов борьбы с инфляцией к структурным изменениям в
экономике (демонополизация региональных рынков ЖКХ, торговли, транспорта и
т.д.); — Расширение клиентской базы для банковского кредитования и решение проблемы
"плохих долгов"; — Сохранение большого количества рабочих мест (правда, при общем снижении
уровня жизни). "Несколько слов отдельно хочу сказать об
инфляции — самом загадочном процессе в экономике. Я не против борьбы
с инфляцией, а совсем наоборот. Но специфика структуры экономики России дает "по
определению" экспертов от 6 до 8% инфляции ежегодно. Поэтому повторюсь - в
кризис как раз пора начать структурную реформу экономики", — подчеркнул
президент "ОНЭКСИМ". "Сейчас абсолютно понятно, что стабилизация цен на нефть
даже в коридоре 70-80$ за баррель не приведет к возврату экономики в прежнее
состояние "баланса" и устойчивого роста". В своей записи Прохоров также назвал
причины из-за которых денежные власти всегда "в одну калитку переигрывают"
реальный сектор: — высокий фетиш денег; — последствия кризиса государственных финансов 1998 года создали
мифологическую "память тела", при котором устойчивость бюджета стала самоцелью,
хотя бюджет является инструментом реализации приоритетов развития; — денежные власти хорошо идеологически консолидированы и лучше
интеллектуально оснащены "правильным" набором аргументов; — но главное — в России нет межотраслевого баланса (МОБ), и МОБ, к
сожалению, не является главным инструментом управления страной. Это приводит к
тому, что ни одна отрасль (или регион) не владеет "по определению" набором
аргументов, чтобы переспорить денежные власти. В условиях же управления через
МОБ финансы являются важнейшим, но далеко не единственным элементом увязанной
системы, а все отрасли органично увязаны между собой. "Нынешний кризис неизбежно усиливает мировой тренд
перераспределения глобального ВВП в пользу развивающихся стран (кстати, в 18
веке Китай и Индия производили 55% мирового ВВП!), и России критически важно не
только "попасть в этот поезд", но и с усиленной и обновленной экономикой
играть в этом процессе существенную роль. Предлагаемый подход к приоритетам,
по-моему мнению, эффективен именно сейчас и при достижении результата коррекции
подлежит вся модель", — заключил Прохоров.