Прогноз погоды в Санкт-Петербурге на 5 и 10 дней - HTML и WAP версии, фактическая погода, архив прогнозов.
Карта Петербурга Карта Ленобласти Пробки Телепрограмма Новости
[English]  WAP-версия нашего сайта: wap.pogoda.spb.ru (погода для мобильных телефонов)

Погодные информеры для сайтов
Появились новые форматы информеров!
Программа Windows-информер - показ прогноза погоды в панели задач windowsМультимедиа проекторы
Получать ежедневную рассылку прогноза на email:   [отказаться]
Погода в Санкт-Петербурге (Сегодня)
Погода в Санкт-Петербурге (Завтра)
Погода в Санкт-Петербурге на неделю
Погода
на 5 дней
Погода
на 10 дней
Погода
в области
Карты
погоды
Архив прогнозов погодыПогода в Москве

Новости Санкт-Петербурга

Творчество художников с психиатрическим опытом. На пути к признанию

23.06.2009 22:44
Интерес к художественным работам пациентов психиатрических клиник возник еще в конце XIX века. Выразительностью и своеобразием художественного языка душевнобольных людей заинтересовались передовые психиатры во Франции, Италии, Германии, Швейцарии. Именно они открыли творчество своих пациентов общественности, на базе их клиник были созданы первые коллекции работ. В 1900 году состоялась первая выставка творчества душевнобольных в Бетлемской Королевкой больнице в Лондоне, а в 1905 году главный врач приюта Вильжюиф (Франция) открывает "Музей безумия". В последующие годы формируется систематическое изучение продуктов психопатологической экспрессии, публикуются работы, создаются специализированные коллекции, проводятся художественные выстИдеальный Дворец почтальона Шеваляавки. Творческими проявлениями при психических заболеваниях начинают интересоваться представители мира искусства. Вышедшая в Берлине в 1922 году книга "Художество душевнобольных", врача и коллекционера Ганса Принсхорна, на основе коллекции произведений душевнобольных из психиатрической клиники университета Хайдельберга, становится популярной в среде художников-авангардистов. Художники Пауль Клее, Макс Эрнст и Сальвадор Дали считали ее, чуть ли не Библией для художника-модерниста, найдя там столько художественных откровений и инноваций. В 1959 г. в Вероне организуется Международное общество психопатологии экспрессии и арт-терапии (СИПЭ/SIPE). В этот же период относится и особый всплеск интереса художников и поэтов к патологическим состояниям, отклонения не имитируются, а провоцируются, например, при помощи наркотических препаратов. Цель подобной провокации — вызвать новое состояние творческой экспрессии. Появляется и терминология для обозначения подобного рода творчества. В 1945 году французский художник Жан Дюбюффе (Jean Dubuffet) вводит в оборот термин Ар Брют (L`Art brut) (фр. "первозданное, грубое, сырое, дикое искусство"). Такие художники, по его мнению, творят под воздействием исключительно внутренних импульсов, будучи полностью изолированными от влияния любого классического и современного искусства. Помимо душевнобольных творцов к таким художникам можно отнести еще и заключенных, детей, художников с умственными отклонениями и жителей отдаленных сельских районов. В те годы территориальная отдаленность подразумевала и изолированность информационную. В 1972 году появляется английский вариант термина Art brut - Outsider art («искусство аутсайдеров» или «искусство посторонних») придуманный английским арт-критиком Роджером Кардиналом (Roger Cardinal). В последующие годы значение термина расширилось и стало обозначать "по ту стороннюю" позицию акультурного "художественного творчества, которое практикуют те, кто по социальным или психологическим причинам отказываются от нормальной коммуникации… в ущерб общественному признанию". Со временем у термина Ар Брют появилось множество подтерминов - интуитивное, наивное, маргинальное, визионерское искусство. Сегодня Ар Брют, как одно из направлений современного искусства, заняло свою нишу и на арт-рынке. Эти произведения покупают коллекционеры, на аукционах их стоимость варьируется в широком диапазоне - от нескольких сотен до нескольких сотен тысяч долларов. Толпы туристов посещают музеи Ар Брют: Музей Фабюлозри (Франция), Идеальный Дворец почтальона Шеваля (Hauterives, Франция). Недалеко от Вены находится единственный в своём роде в мире Центр Ар Брют Гуггинг. Помимо выставочного центра и галереи, в Гуггинге есть Дом Художников, где живут душевнобольные художники, и где им созданы все необходимые условия для творчества. Их работы выставляются в художественной галерее и музеях. Половина средств, вырученных от продажи работ, перечисляется художникам или их родственникам, другая половина - идёт на развитие центра. Сейчас во многих психиатрических клиниках на Западе есть художественные мастерские, так как спонтанное творчество обладает немалой ауто-терапевтической силой. "Это не значит, что каждый душевнобольной – талантливый художник, частота такая же, как и среди обычных людей, " – говорит Владимир Гаврилов, вице-президент SIPE, автор и куратор арт-проекта “Иные” в Ярославле. На постсоветском пространстве это наиболее маштабный и серьезный проект, собравший более 2 500 художественных работ Аутсайдер Арт (графика, фото, живопись, мелкая пластика). Владимир Гаврилов является одним из создателей Фонда поддержки социальных и культурных инициатив "ИнАРТ" в Петербурге. Фонд "ИнАРТ" совместно с ООО "ИСП-Технология" уже второй раз организуют в нашем городе маштабную и общедоступную выставку, объединяющую наиболее успешные российские арт-проекты и коллекции аутсайдерского искусства. В январе-феврале 2008 года выставка "Иновидение: раздвигая стены" прошла в музее нонкнформистского искусства "Пушкинская 10". На выставке "Талант вне диагноза" В этом году выставка "Талант вне диагноза" проходит в Петербурге с 2 по 26 июня в Доме молодежи "Рекорд". На выставке представлено более 100 художественных работ из Петербурга, Ярославля, Оренбурга, Кирова, Гатчины и зарубежных авторов. В планах фонда не только основание в нашем городе Музея Outsider Art и организация при нём арт-мастерских для людей с ограниченными возможностями, но и создание интернет-магазина, позволяющего приобрести понравившиеся репродукции картин и товары, созданные в арт-студиях и специализированных мастерских. Полученные средства будут перечисляться авторам, и направляться на развитие проекта. На сегодняшний день на сайтах: www.mental.ru и www.art-therapy.ru уже открыта интерактивная выставка творчества художников-маргиналов, собравшая более 300 работ (живВладимир Гаврилов на выставке "Талант вне диагноза". Петербургопись, графика, пластика, поэзия, история). "Мы работаем не как обычные галеристы, продюсеры, мы еще пытаемся работать и профсоюзом, потому что в силу многих, в том числе и медицинских причин, в силу определенной социальной необученности, наши художники не всегда могут отстоять свои интересы. И мы просто обязаны их охранять от каких-то неприятностей, выступать их правозащитниками," – сказала Татьяна Девятова, вице-президент Фонда ИнАРТ. – "Я мечтаю сделать так, чтобы они могли жить достойно, занимаясь любимым делом и радуя его результатами нас, обычных людей. А мы – обычные люди – имели возможность приобрести эти произведения искусства, украсить ими свой дом или офис." Как считает психиатр и историк искусств Ганс-Отто Томашофф, искусство помогает вступить в контакт с новым и непривычным, предоставляет возможность освободить сознание от стереотипов и познакомиться с отличным от собственного мировосприятием. Ведь люди проявляют больше терпимости к необычным произведениям искусства, чем к необычным явлениям жизни. В основе этого лежит фундаментальная проблема страха перед непонятыми явлениями. Межкультурные сравнения помогают убедиться в том, что различия не всегда сопряжены с опасностью, и в реальности оказываются гораздо меньшими, чем мы полагаем. А межкультурная терпимость имеет общие основания с терпимым отношением к людям с психическими и физическими недостатками.
По материалам сайта dp.ruПосмотреть полную версию статьи на сайте dp.ru


 

Rambler's Top100 Новости бизнеса Петербурга
Реклама:

 
 
Проекторы InFocus, LCD TV, Swedex, Домашние кинотеатры
Компьютер-центр КЕЙ

Недвижимость
Санкт-Петербурга

Интернет-магазин атрибутики ФК "Зенит"

Карта Финляндии


Клуб волейболистов


 

Проект Андрея Латышева © 1998-2009  |  При поддержке студии "Март"
Вопросы и предложения присылайте по адресу