Творчество художников с психиатрическим опытом. На пути к признанию
23.06.2009 22:44 Интерес к художественным работам пациентов психиатрических клиник возник еще
в конце XIX века. Выразительностью и своеобразием художественного языка
душевнобольных людей заинтересовались передовые психиатры во Франции, Италии,
Германии, Швейцарии. Именно они открыли творчество своих пациентов
общественности, на базе их клиник были созданы первые коллекции работ. В 1900 году состоялась первая выставка творчества душевнобольных в Бетлемской
Королевкой больнице в Лондоне, а в 1905 году главный врач приюта Вильжюиф
(Франция) открывает "Музей безумия". В последующие годы формируется
систематическое изучение продуктов психопатологической экспрессии, публикуются
работы, создаются специализированные коллекции, проводятся художественные
выстИдеальный
Дворец почтальона Шеваляавки. Творческими проявлениями при психических заболеваниях начинают интересоваться
представители мира искусства. Вышедшая в Берлине в 1922 году книга "Художество
душевнобольных", врача и коллекционера Ганса Принсхорна, на основе коллекции
произведений душевнобольных из психиатрической клиники университета
Хайдельберга, становится популярной в среде художников-авангардистов. Художники
Пауль Клее, Макс Эрнст и Сальвадор Дали считали ее, чуть ли не Библией для
художника-модерниста, найдя там столько художественных откровений и инноваций. В
1959 г. в Вероне организуется Международное общество психопатологии экспрессии и
арт-терапии (СИПЭ/SIPE). В этот же период относится и особый всплеск интереса
художников и поэтов к патологическим состояниям, отклонения не имитируются, а
провоцируются, например, при помощи наркотических препаратов. Цель подобной
провокации — вызвать новое состояние творческой экспрессии. Появляется и терминология для обозначения подобного рода творчества. В
1945 году французский художник Жан Дюбюффе (Jean Dubuffet) вводит в оборот
термин Ар Брют (L`Art brut) (фр. "первозданное, грубое, сырое, дикое
искусство"). Такие художники, по его мнению, творят под воздействием
исключительно внутренних импульсов, будучи полностью изолированными от влияния
любого классического и современного искусства. Помимо душевнобольных творцов к
таким художникам можно отнести еще и заключенных, детей, художников с
умственными отклонениями и жителей отдаленных сельских районов. В те годы
территориальная отдаленность подразумевала и изолированность информационную. В 1972 году появляется английский вариант термина Art brut - Outsider art
(«искусство аутсайдеров» или «искусство посторонних») придуманный английским
арт-критиком Роджером Кардиналом (Roger Cardinal). В последующие годы значение
термина расширилось и стало обозначать "по ту стороннюю" позицию акультурного
"художественного творчества, которое практикуют те, кто по социальным или
психологическим причинам отказываются от нормальной коммуникации… в ущерб
общественному признанию". Со временем у термина Ар Брют появилось множество
подтерминов - интуитивное, наивное, маргинальное, визионерское искусство. Сегодня Ар Брют, как одно из направлений современного искусства, заняло свою
нишу и на арт-рынке. Эти произведения покупают коллекционеры, на аукционах их
стоимость варьируется в широком диапазоне - от нескольких сотен до нескольких
сотен тысяч долларов. Толпы туристов посещают музеи Ар Брют: Музей Фабюлозри
(Франция), Идеальный Дворец почтальона Шеваля (Hauterives, Франция). Недалеко от
Вены находится единственный в своём роде в мире Центр Ар Брют Гуггинг. Помимо
выставочного центра и галереи, в Гуггинге есть Дом Художников, где живут
душевнобольные художники, и где им созданы все необходимые условия для
творчества. Их работы выставляются в художественной галерее и музеях. Половина
средств, вырученных от продажи работ, перечисляется художникам или их
родственникам, другая половина - идёт на развитие центра. Сейчас во многих психиатрических клиниках на Западе есть художественные
мастерские, так как спонтанное творчество обладает немалой ауто-терапевтической
силой. "Это не значит, что каждый душевнобольной – талантливый художник, частота
такая же, как и среди обычных людей, " – говорит Владимир Гаврилов,
вице-президент SIPE, автор и куратор арт-проекта “Иные” в Ярославле. На
постсоветском пространстве это наиболее маштабный и серьезный проект, собравший
более 2 500 художественных работ Аутсайдер Арт (графика, фото, живопись, мелкая
пластика). Владимир Гаврилов является одним из создателей Фонда поддержки
социальных и культурных инициатив "ИнАРТ" в Петербурге. Фонд "ИнАРТ" совместно с ООО "ИСП-Технология" уже второй раз организуют
в нашем городе маштабную и общедоступную выставку, объединяющую
наиболее успешные российские арт-проекты и коллекции аутсайдерского искусства. В
январе-феврале 2008 года выставка "Иновидение: раздвигая стены" прошла в музее
нонкнформистского искусства "Пушкинская 10". На
выставке "Талант вне диагноза" В этом году выставка "Талант вне диагноза" проходит в Петербурге с 2 по 26
июня в Доме молодежи "Рекорд". На выставке представлено более 100 художественных
работ из Петербурга, Ярославля, Оренбурга, Кирова, Гатчины и зарубежных
авторов. В планах фонда не только основание в нашем городе Музея Outsider Art и
организация при нём арт-мастерских для людей с ограниченными возможностями, но и
создание интернет-магазина, позволяющего приобрести понравившиеся репродукции
картин и товары, созданные в арт-студиях и специализированных мастерских.
Полученные средства будут перечисляться авторам, и направляться на развитие
проекта. На сегодняшний день на сайтах: www.mental.ru и www.art-therapy.ru уже
открыта интерактивная выставка творчества художников-маргиналов, собравшая более
300 работ (живВладимир
Гаврилов на выставке "Талант вне диагноза". Петербургопись, графика,
пластика, поэзия, история). "Мы работаем не как обычные галеристы, продюсеры, мы еще пытаемся работать и
профсоюзом, потому что в силу многих, в том числе и медицинских причин, в силу
определенной социальной необученности, наши художники не всегда могут отстоять
свои интересы. И мы просто обязаны их охранять от каких-то неприятностей,
выступать их правозащитниками," – сказала Татьяна Девятова, вице-президент Фонда
ИнАРТ. – "Я мечтаю сделать так, чтобы они могли жить достойно, занимаясь любимым
делом и радуя его результатами нас, обычных людей. А мы – обычные люди – имели
возможность приобрести эти произведения искусства, украсить ими свой дом или
офис." Как считает психиатр и историк искусств Ганс-Отто Томашофф, искусство
помогает вступить в контакт с новым и непривычным, предоставляет возможность
освободить сознание от стереотипов и познакомиться с отличным от собственного
мировосприятием. Ведь люди проявляют больше терпимости к необычным произведениям
искусства, чем к необычным явлениям жизни. В основе этого лежит фундаментальная
проблема страха перед непонятыми явлениями. Межкультурные сравнения
помогают убедиться в том, что различия не всегда сопряжены с опасностью, и в
реальности оказываются гораздо меньшими, чем мы полагаем. А межкультурная
терпимость имеет общие основания с терпимым отношением к людям с психическими и
физическими недостатками.