Антикризисные истории: откуда взялись часы Swatch
21.07.2009 07:50 Нашествие дешевых японских и корейских электронных часов
оказалось неприятным сюрпризом для часовщиков Швейцарии, которые не могли
конкурировать с качественной и вместе с тем дешевой продукцией. Пострадали все: как неизвестные семейные фирмочки, так и
лидеры рынка Allgemeine Schweizerische Uhrenindustrie (ASUAG) и Societe Suisse
pour l'Industrie Horlogere (SSIH). Несмотря на финансовые вливания (инвестиции
только в SSIH в 1981 г. составили $ 150 млн), ситуация только ухудшалась. И в 1982 году встал вопрос о ликвидации этих столпов рынка
швейцарских часов, а вместе с ними - львиной доли всей отрасли. Николас Хайек
стал известен еще в 1970-х как ведущий консультант по вопросам промышленного
производства. Именно в его компанию Hayek Engineering и обратились кредиторы
двух лидеров часового рынка, терпящих бедствие. Как позже сказал сам Хайек, "для того, чтобы узнать о
невозможности производства часов в Швейцарии, ведь в Японии все дешевле". Но
Хайек взялся за спасение. Для начала он рекомендовал объединить обе
обанкротившиеся компании, чтобы эти "почти покойники" не тратили последние силы
на конкуренцию друг с другом. С предложением согласились. Антикризисные
истории: откуда взялись часы Swatch Но когда Хайек заявил о выходе в сегмент массовых часов
дешевле $50 за пару, кредиторы не поверили в реальность задумки и предложили ему
выкупить 51% акций объединенной компании за 151 млн франков. Это было почти за
гранью здравого смысла, но Хайек вошел в игру. Ставку Хайек сделал на разработки одной из дочерних структур
- ETA Watch, руководимой Эрнстом Томке. Еще в золотые 1970-е ETA
выпустила интересную модель: часы толщиной в 1 мм Delirium. Хайек захотел
совместить элегантность и простоту тонких часов с современными методами
производства кварцевых часов. Готовый концепт Хайек продемонстрировал кредиторам
в 1983 году под именем Swatch (от "second watch" - "вторые часы", часы на каждый
день). Уже через год обладателями новинки стал почти миллион человек. В 1986 году объем продаж превысил 1 млрд швейцарских
франков. Потребители, воодушевленные рекламой и имиджем продукта, начали
коллекционировать Swatch, покупать по нескольку пар, что раньше было немыслимо.
Объединенная компания Swatch Group стала лидером часового бизнеса, контролируя
около 25% мирового рынка.