Возможно ли защитить идею от копирования
11.09.2009 10:29 Ведь бизнес-план при необходимости можно признать охраняемым
авторским правом объектом интеллектуальной собственности, благо, перечень таких
объектов в законе открытый, чего, к сожалению, не скажешь об идеях. Но
основная проблема начинающих предпринимателей состоит как раз в том, что чаще
всего они предлагают вниманию инвесторов бизнес-идеи, концепции, методы -
информацию, которая в качестве результатов интеллектуальной деятельности не
охраняется законом в принципе. Как
защитить свою идею от копированияБольшинство стартапов не может
предложить инвесторам и рынку проекты, которые сами по себе уже могли бы быть
продаваемым товаром, и уж тем более были бы защищены от посягательств
конкурентов. Поэтому неудивительно, что на фоне подобных "прожектов" выгоднее
всего смотрятся предложения, в которых к моменту обращения к инвестору уже
воплощены охраняемые задумки. Речь идёт о таких решениях, права на которые могут выступать
самостоятельными объектами рыночного оборота. Так, например, патентованию
подлежат изобретения, промышленные образцы и полезные модели, регистрация прав
на компьютерные программы тоже возможна. Но, к сожалению, по-настоящему
наукоёмкое производство и уникальные бизнес-решения редко могут быть реализованы
силами вчерашних выпускников и нынешних студентов. Чаще всего им не хватает для
этого опыта, а модные в последнее время "инновационные проекты" - в большей
части случаев это попросту способ недобросовестных стартаперов привлечь деньги
инвесторов под нереализуемый проект. Также не стоит забывать о традиционном бизнесе в
информационном обществе - торговле авторскими правами на литературные,
музыкальные и аудиовизуальные произведения. Практика показывает, что это актив,
который может приносить прибыль годами. Таким образом, начинающим
предпринимателям нужно понимать, что проект, который не является защищённым с
юридической точки зрения, не интересен профессиональному инвестору. Права на
объекты интеллектуальной собственности - это подстраховка для каждого,
дополнительное конкурентное преимущество, пренебрегать ими не стоит. Виктор Пастернак, специалист по коммерческому праву и интеллектуальной
собственности