Экономика пойдет по китайскому пути
15.09.2009 08:34 Смысл такого предложения понять несложно: в эпоху кризиса
федеральный бюджет и так отдает все, что нажито непосильным трудом. И власти
того или иного региона, что уж там, могли бы и сами постараться ради пополнения
собственной казны. К примеру создать, особую экономическую зону и привлечь в нее
резидентов–инвесторов. В Китае, действительно начиная с 1980 года, было создано 5
особых экономических районов, которые и можно охарактеризовать как "крупные зоны
центрального уровня". А после 1991 года решениями Госсовета КНР статус открытых
для внешнего мира получил и ряд приграничных городов, и административные центры
внутриконтинентальных провинций и автономных районов. В крупных и средних городах страны было создано 13
беспошлинных зон, 32 зоны технико–экономического освоения и 52 — освоения новых
и высоких технологий государственного значения. Все эти зоны появились в
результате реализации огромной строительной программы, связанной с
необходимостью создания практически на голом месте современной инфраструктуры
(жилье, дороги, связь, офисы и т. д.). При этом на 80% затраты этого рода легли на китайскую
сторону, а иностранные инвесторы пришли практически на все готовое и развернули
производственную деятельность. В России сейчас насчитывается 17 ОЭЗ, и все они создавались
при активной поддержке федеральных властей. Появились они не посреди степей, а в
основном, при крупных городах. То есть нельзя с уверенностью утверждать о том,
что у регионов есть опыт создания ОЭЗ с ноля, за свой счет, да еще и в чистом
поле. А попытка создать в 1990–х гг. экономическую зону там, где
не было необходимой для этого инфраструктуры — в Ингушетии — обернулась
провалом. Каким образом будет строится работа на этот раз, власти пока не
конкретизировали. Главное, чтобы в итоге особые экономические зоны не стали
подобием зон игровых. Где зоны есть, а игры нет. И налогов тоже.