Пять главных тенденций в менеджменте
02.01.2010 10:45 Главный тренд 2009 года, который будет доминировать и в будущем году, — оптимизация издержек. Генеральный директор инвестиционной компании "АЛЬТ" Александр Печерский оценивает эту тенденцию скорее как положительную. "Почему "скорее", а не "однозначно", потому что, как показал уходящий год, руководители многих компаний поддались сиюминутности момента и стали сокращать стратегически важные для бизнеса статьи затрат: инвестпроекты, людей, маркетинг и т. д.", — поясняет он. Однако, по его словам, есть предпосылки к тому, что от сокращения затрат менеджмент перейдет к повышению эффективности. Об этом говорят результаты недавнего исследования "АЛЬТ". "Разница в подходах в том, что во втором случае управленцы нацелены на долгосрочную перспективу и системно налаживают процессы, в то время как в первом — просто рубят "косты" (от англ. cost — затраты. — Ред.) там, где это легче всего сделать", — поясняет Александр Печерский. Профессор Государственного университета — Высшей школы экономики Игорь Гурков полагает, что в следующем году выбор тех или иных действий управленцев будет зависеть от отрасли, региона и типа собственника. К положительным трендам он относит возвращение собственников к управлению бизнесом. "В 2010 году им точно не будет скучно, что можно было наблюдать до кризиса", — говорит эксперт. Декан Tuck School of Business, старейшей бизнес–школы в мире, входящей в десятку школ с лучшей программой МВА, Пол Данос уточняет, что 2010 год ознаменуется ростом ответственности лидеров компаний, новым подходом к системным моделям риска и их интерпретации. Еще один тренд, отмеченный экспертами, — продажа и сокращение холдингами непрофильных активов. "Я бы оценил его на 100% положительно, поскольку это позволит компаниям сосредоточиться на своих ключевых операциях и компетенциях", — говорит Александр Печерский. По мнению экспертов, в 2010 году должен набрать силу тренд формирования альянсов и создания партнерств, что в условиях дефицита ресурсов и недоступности кредитов может стать для компаний хорошим способом разделить риски и найти ресурсы для роста. Однако наряду с позитивными тенденциями специалисты отмечают и несколько негативных. Пол Данос считает, что чрезмерная уверенность в своих силах может сослужить управленцам плохую службу. "Сама по себе уверенность хороша, но лидеры должны подходить к каждой сложной проблеме со смирением, открытым умом и с критически аналитическим мышлением. Нет людей, которые бы знали ответы на все возникающие вопросы", — говорит он. Александр Печерский называет главным отрицательным трендом будущего года — еще большее сокращение затрат на маркетинг, персонал и прочие "нематериальные" статьи затрат. Впрочем, есть надежда, что в 2010 году наряду с этой тенденцией получит развитие и новая. "В ряде компаний кризис, напротив, стимулировал расширение и развитие служб, занимающихся поиском новых рынков, продуктов и ниш", — поясняет Александр Печерский. Чтобы в новом году бизнес не оказался съеденным кризисом, управленцам придется действовать почти как дрессировщикам: быстро, осторожно и верно оценивая риски.