Бизнес истории: зачем глава корпорации Haier разбивал кувалдами свои холодильники
11.01.2010 09:07 После 30 лет социалистического управления завод холодильников из города Циньдао, что в Китае, представлял из себя жалкое зрелище. Месячный выпуск едва достигал 80 штук, денег на зарплату рабочим не хватало. Но в начале 1980-х материковый Китай приоткрыл двери западным компаниям, одной из которых был немецкий многопрофильный концерн Liebherr. Немцы предложили владельцу завода – администрации города - купить технологии и оборудование Liebherr. Так родился промышленный гигант Haier Group.'= Поднимать завод в 1984 году по приказу Партии был отправлен Чжан Жуйминь, сын текстильного рабочего, служивший в правительстве Циньдао еще со времен "культурной революции". Недостаток формального образования Чжан с лихвой компенсировал самообразованием, активно изучая западный и восточный опыт менеджмента. Чжан Жуйминь Но таких ситуаций не описывали даже западные учебники. Надо сказать, что холодильник в Китае в то время был предметом роскоши. Его цена соответствовала примерно двухгодовой зарплате рабочего завода. При этом качество изделий было ужасным. И все-таки Чжан справился. Он взял кредиты у нескольких сельхоз кооперативов, чтобы погасить долги по зарплате в счет будущей продукции и начал создавать корпоративную культуру, о которой работники не имели представления. В историю он вошел со следующим случаем. В компанию обратился покупатель с жалобой на неработающий новый холодильник. Чжан решил лично обслужить клиента, и обнаружил, что пол склада готовой продукции было забито неработающей техникой. Тогда он дал кувалды всем работникам и приказал уничтожить все найденные им бракованные холодильники со словами: "Если мы пустим их в продажу, мы усугубим положение фабрики и закроемся". Hier это не только холодильники К пяти японским принципам: seiri (отбросить ненужное), seiton (упорядочить инструменты), seisoh (убирать рабочее место), seiketsu (быть чистым), shitsuke (соблюдать дисциплину) Чжан добавил шестое "s"- safety (безопасность). Над расслабленными пролетариями нависла угроза увольнения за несоблюдение принципов, ситуация начала улучшаться. Глядя на успехи Чжана, ему была поручена властями реанимация еще нескольких заводов Циньдао, находящихся в не менее бедственном положении. Так помимо холодильников, "рефрижераторный завод Циньдао" начал производить другую бытовую технику – микроволновые печи и кондиционеры. За 15 лет, разваливающийся китайский заводик стал одним из лидеров мирового рынка белой техники, а объем продаж вырос более чем в 10 тыс раз: с 3,5 млн. юаней в 1984 г до 40,6 млрд юаней в 2000 г. Помимо стран третьего мира, продукция Haier производится даже в США. А сам Чжан Жуйминь входит в число 50 самых влиятельных менеджеров мира.