Молодые ученые зарабатывают на генах животных
19.02.2010 16:24 «Раньше для того, чтобы выяснить, могут ли у пары черных лабрадоров — ретриверов родиться коричневые щенки, нужно было получить как минимум одно потомство, сейчас это возможно узнать одним ДНК–тестом», — рассказывает Элина Аванесян (25 года). Молодые ученые зарабатывают на генах животных Девушка 4 года ставила эксперименты на мухах–дрозофилах в лаборатории биолого–почвенного факультета СПбГУ (кафедра генетики и селекции), а сейчас занимает должность исполнительного директора в компании «Зооген». По ДНК–тестам они вместе с ученым–биологом Антоном Марковым выясняют предрасположенность животных к тем или иным болезням. Дело в том, что генетическое заболевание может проявиться с возрастом, часто его невозможно диагностировать заранее традиционными способами, и тогда на помощь приходит генетика. До появления компании «Зооген» заводчики могли сделать молекулярно–генетические исследования своих питомцев только за границей (на их основе ведут селекционную работу, закрепляя в породах желаемые признаки по здоровью и внешнему виду), российские компании не занимались этим. «Мы получаем письма и звонки из Калининграда и Владивостока, к нам обращались с Украины, из Белоруссии, Литвы, Латвии», — рассказывает Элина. Отправлять анализы и получать результаты можно прямо по почте (для анализа подходит даже сухая кровь на салфетке). За 5 лет работы клиентами компании стали тысячи человек из более чем 30 городов России. Наукоемкий бизнес требует непрерывных исследований с использованием мировой практики, поэтому большая часть прибыли идет на развитие. «Эти инвестиции служат залогом успеха в будущем», — говорит она. Так, в частности, стоимость оборудования составляет 180 тыс. евро, дорогостоящими являются реактивы, которые используются для проведения анализов, — одна пробирка может стоить вплоть до 300 евро. Сейчас «Зооген» находится на этапе активного развития. В планы его организаторов на 2010 год входит расширение спектра услуг на основе внутренних разработок, а также открытие представительств в других городах. «Формирование нового рынка, особенно в такой области, как прикладная наука, в России проходит достаточно тяжело — ощущается недоверие со стороны клиентов», — говорит Антон Марков. Алексей Бороздин, генеральный директор ООО «Кошкин дом» (ветеринарная клиника «Кот и пес»), считает, что услуга будет пользоваться спросом. «В городе достаточно клинических параноиков — людей, которые готовы на все ради своих питомцев», — говорит он.