«Якоря» и их привилегии
08.04.2010 13:30 «Как правило, с «якорями» подписываются долгосрочные договоры на 10 лет с индексацией арендной ставки каждый год. Сейчас, в период кризиса, они себя неплохо чувствуют, и не находятся в таком тяжелом положении как fashion галерея», - говорит Екатерина Немирова, руководитель отдела торговых центров Praktis CB. Собственники ТРК опасаются, прежде всего, бегства «якорей» и готовы идти им на уступки. «Невозможно вывести единую динамику. В каждом конкретном случае появились индивидуальные условия,Татьяна Зайцева вместо фиксированной ставки – процент с оборота, где-то ставка разбивалась на постоянную и процент с оборота. В более успешных ТРЦ в самый сложный период давался дисконт в 15-20%, либо не давался вообще», - рассказывает Татьяна Зайцева, консультант торгового отдела в компании Maris Properties in association with CB Richard Ellis. Фитнес вместо отпуска В период кризиса заметно снизилось развитие таких «якорей» как кинотеатры и операторы развлечений, несмотря на изначально низкие арендные ставки (не больше 550-600 руб. за м2 в мес.). Операторы бытовой и компьютерной техники ведут себя не менее осторожно, так как спрос на их товары заметно снизился. Эти компании развивают интернет-магазины – таким способом они могут сэкономить на аренде помещений и заработной плате персоналу. «Якоря» и их привилегии Стратегический арендатор в ТРК - фитнес-центры - продолжили развиваться и в кризис. «Связано это было, прежде всего, с тем, что люди стали меньше выезжать в отпуск заграницу и стали заменять отдых на занятия спортом, плавание в бассейне, загар в солярии, - объясняет Екатерина Немирова. - Ротация происходит крайне редко, так как открытие фитнес-клуба, особенно с бассейном, требует колоссальных денежных вложений от владельца фитнес-центра». Договор аренды с такой компанией подписывается на срок не менее 5-7 лет. За последний год значительно расширила свое присутствие в городе компания «ФитнесХаус», забирая малопригодные для других арендаторов площади, но удачно подходящие именно для этого сегмента. «OLYMPIC» вышел в центр города на ул. Марата в «Николаевский Пассаж», сеть «Fit Fashion» заняла часть здания на Казанской ул. вместо галереи «Vanity». О своих планах на развитие заявляют и другие операторы на рынке. Продовольственные сети также не дремлют, занимая торговые площади своих бывших конкурентов. «Как мы видим из годовых отчетов крупных продуктовых ритейлеров, многие из них закончили год с существенным ростом прибыли, и в период выхода одного продуктового оператора из ТРЦ он достаточно быстро сменялся другим, не менее известным и удачным арендатором», - отмечает Татьяна Зайцева. К примеру, гипермаркет «О‘Кей» заменил «Наш Гипермаркет» в ТРЦ «Гранд Каньон», а «Карусель» арендовала помещения «Мосмарта» в ТРЦ «Июнь».