Рынок игр для "Вконтакте" и "МоегоМира" оценивают в миллионы долларов
08.04.2010 14:51 Российский рынок интернет–приложений сегодня — это две социальные сети («Вконтакте» и «МойМир»), около 3 тыс. команд–разработчиков, 10 млн пользователей–игроков и сотни частных инвесторов. Рынок появился всего год назад, однако уже к концу 2009 года оценивался участниками в $25–30 млн. В 2010 году он продолжит рост и составит, по самым скромным прогнозам, от $40 до $60 млн. «Ожидаемый совокупный рост российского игрового рынка составляет 45%, и сейчас сложно сказать, какой именно будет доля социальных игр. Но мы думаем, что через 3 года рынок социальных игр составит несколько сотен миллионов долларов», — говорит Дэвид Вароквайер, глава венчурного фонда Mangrove Capital Partners. В конце 2009 года этот фонд вложил 4 млн евро в игровую компанию «Дримми», основателем которой является Никита Шерман, в прошлом — глава социальной сети «Одноклассники». Рынок игр для "ВКонтакте" и "МоегоМира" оценивают в миллионы долларов Горячий рынок, естественно, привлекает инвесторов, которые вкладывают в игры сотни тысяч рублей в раcчете на то, что каждый вложенный рубль принесет как минимум десять. Основу для таких ожиданий дают игры–хиты, которые в пиковые месяцы приносили около $1 млн в месяц. Например, игра «Счастливый фермер» (издатель — компания I–Jet). Она стартовала в апреле 2009 года в социальной сети «Вконтакте» и с тех пор принесла около $20 млн. Заработать такие деньги помогла внутренняя валюта сети — голоса пользователей «Вконтакте», с помощью которых повышается рейтинг, покупаются виртуальные подарки, оплачиваются услуги и сервисы в приложениях. Стоимость одного голоса составляет от 7 до 10 рублей (в зависимости от способа оплаты). Владельцам приложений руководство сети дает возможность обменивать голоса на живые деньги. За один голос социальная сеть платит 3,2 рубля. Полгода назад в играх платили только 1,5–2% пользователей, сейчас эта цифра приближается к 3%. «Люди готовы платить за дополнительные бонусы, это положительный сигнал», — говорит Михаил Захаренков, генеральный директор студии Exteer Ltd. (создатель игр «Голая правда», «Поздравительные открытки», «Гонки на клавиатурах»). Легче всего расстаются с деньгами пользователи жанровых игр типа фермы, аквариума или покера. Часто такие игры — это русифицированные аналоги приложений, выпущенных американскими компаниями Zynga, PlayFish и др. Еще одна хорошая новость для инвесторов — органически растет число активных игроков. По оценкам Mangrove Capital Partners, к 2013 году собирать урожай и полоть виртуальные грядки будут уже 20 млн пользователей. Для сравнения: активная суточная аудитория сети «Вконтакте» сейчас составляет 16–18 млн пользователей. «Растет количество пользователей, подключивших сервис приложений. К этим технологиям привыкают», — поясняет Андрей Рогозов, руководитель сервиса приложений «Вконтакте» (2,2 тыс. приложений). В день «Вконтакте» обрабатывает около 100 заявок от разработчиков приложений. В неделю в социальной сети появляется 10 новых приложений, которые условно можно назвать качественными.Игроки рынка сходятся во мнении, что с ростом конкуренции рентабельность вложений неминуемо будет снижаться. «Если инвесторы этого вовремя не поймут и продолжат раздувать объемы денежных вливаний, тогда на рынке, в принципе, не исключена ситуация пузыря», — говорит Анна Артамонова, вице–президент Mail.ru. Алиса Чумаченко, глава инвестиционной компании Game Insight, согласна, что рынок переоценивают. «Уже осенью, когда конкуренция станет более злой, когда резко вырастут денежные и временные затраты на производство конкурентоспособного продукта и, как следствие, вырастут и риски, тогда это ощущение мыльного пузыря пропадет», — добавляет Алиса Чумаченко.Расходы на разработку действительно растут. Если полгода назад считалось, что «приличная» игра стоит не больше $15 тыс., то сейчас на разработку уйдет $30–50 тыс. Чтобы о приложении узнали, придется потратить на его рекламу столько же, если не больше. Сейчас один привлеченный пользователь в среднем обходится в 2–4 рубля. Но не каждый, кто перешел по рекламной ссылке, будет играть в игру и тем более тратить в ней свои деньги. Если речь идет об узкоспециализированных группах пользователей (с определенным уровнем образования, дохода и т.д.), то здесь стоимость привлечения игроков достигает и 20 рублей. Сергей Довгань, коммерческий директор компании Progrestar (игры «Фазенда», «Ресторатор», «Галаварс»), в качестве примера таких расценок приводит социальную сеть Facebook. Несмотря на растущие расходы на разработку игр и их продвижение, участники рынка драматизировать ситуацию не торопятся. «Рынок родился только год назад, у нас еще есть в запасе 1,5–2 года», — полагает Михаил Захаренков. По мнению опрошенных «ДП» инвесторов и разработчиков, правильная стратегия развития сейчас — создавать приложения для самых различных сегментов и стараться популяризировать их через региональные интернет–ресурсы.