С понедельника новая жизнь
29.04.2010 07:00 Согласно законопроекту бюджетные учреждения будут поделены на два типа: казенные и бюджетные. Финансирование первых практически не меняется, и главные страхи и споры связаны с переменами, которые ждут вторых: их переводят со сметного финансирования советского типа на госзаказ, плюс им предоставляются широкие возможности зарабатывать самим и этими заработанными деньгами относительно свободно распоряжаться. Противники реформы пугают: госзаказ будет сокращаться, и вообще до сих пор толком не понятно, кто и как может на него претендовать. А значит, в итоге сильнее всех пострадает потребитель, так как, не надеясь на государство, учреждения сделают свои услуги по-максимуму платными. Из-за этих страшилок, запущенных в народ, и Путину, и Фурсенко, и прочим высшим чиновникам приходится перманентно поить народ валерьянкой и кормить обещаниями: госплан, убеждают они, что по бюджетному образованию, что по бюджетному здравоохранению, не будет сокращаться. Когда Минфин придумал этот закон, главные доводы чиновников в его защиту заключались в том, что государственные деньги (они же деньги налогоплательщиков) выделяются не на лечение больных, а на содержание клиник и зарплату порой неквалифицированных врачей. Та же ситуация со школами, вузами, музеями. И неважно - хорошо школа/больница учит/лечит, деньги она все равно получит. А при новых правилах придется научиться работать качественно и эффективно. И в этом смысле идея реформы здравая. Другое дело, что в России, даже в Петербурге и Москве, даже в частном секторе, - катастрофическая нехватка профессиональных управленцев. Палочкой-выручалочкой в этой ситуации для госслужащих может стать институт попечительских советов, с опытными бизнесменами у руля.