Самые умные дети борятся за малые нобелевские премии
24.05.2010 18:59 Конкурс International Science & Engineering Fair (ISEF) возник в середине прошлого века как всеамериканский смотр молодежных талантов. В 60?е гг. конкурс принял первую международную делегацию, а сейчас превратился в самое престижное мероприятие для старшеклассников, которые планируют строить научную карьеру. Информационные технологии и инженерное дело, математика и физика, медицина и биоинженерия, природоведение и экология — в этом году более полутора тысяч ребят 13–18 лет из 59 стран соревновались за призовой фонд в $4 млн. Конкурс нешуточный: более 20 его финалистов стали впоследствии нобелевскими лауреатами. Стендовые работы представлены в огромном зале, разбитом на 18 секций. Если попасть в этот зал в особый день, закрытый для представителей прессы, там можно встретить безупречно отутюженных представителей армии, флота и воздушных сил США. Военные проявляют серьезный интерес к разработкам школьников, подробно их расспрашивают и берут самые интересные идеи на карандаш. Самые умные дети борятся за малые нобелевские премии В судейские комиссии входят нобелевские лауреаты и лучшие умы западных корпораций, а десятки американских компаний и ассоциаций, от юристов и астрофизиков до геологов и микробиологов, почитают за честь вручить финалистам специальные, подчас немаленькие, денежные премии, гранты на обучение. Российские ребята участвуют в конкурсе с 1997 года — с того момента, как ISEF перешел под крыло корпорации Intel. В этом году наши школьники, исторически сильные в математике и в органической химии, неожиданно для всех взяли четвертое место «большой премии» по физике. Школьницы из Дзержинска — Лилия Храпунова, Антонина Торопкина и Анастасия Шайкина — придумали прибор, который снижает помехи в работе систем спутниковой навигации типа GPS или ГЛОНАСС. Самые умные дети борятся за малые нобелевские премии Готовил девушек заслуженный учитель России Лев Пигалицын, 45 лет преподающий в средней школе №2 города Дзержинска. Уже 10 лет Лев Васильевич ведет авторский курс с углубленным изучением физики и вычислительной техники. На его занятиях ученики делают виртуальные лабораторные работы, а после уроков физический класс превращается в лабораторию, где дымят, паяют и исследуют. "Получается своеобразный суп, в котором варятся дети. Иногда я с удивлением на них смотрю и думаю — а я им в общем?то и не нужен", - признается Лев Васильевич. Его лучшие ученицы так не считают. Лилия, Тоня и Настя хотят продолжить образование в России: "Сложиться может по?разному, но мы бы хотели работать в России". Российские школьники привезли из США в общей сложности 9 наград. Одну из них завоевали петербургские школьники. Богдан Нетеребский и Костантин Анисимов более двух лет серьезно занимаются математикой в Лаборатории непрерывного математического образования (работает при школе №572) Они получили третью премию научного жюри за алгоритм, который позволяет просчитать с высокой точностью поведение любой функции. На практике это дает возможность восстановить качество после передачи электромагнитного сигнала. "Открытие упростит передачу изображения в полевых условиях, поможет исправить искаженный сигнал. Например, так можно будет предсказать скачки курса валют", — поясняет научный руководитель ребят, доктор физико-математических наук, Александр Железняк. Московские школьники — Федор Ивлев и Евгения Алексеева также заняли призовые места за работы в математической секции. Отличился и поразивший в этом году жюри Балтийского научно-инженерного конкурса нижегородец Иван Лазаревич. Иван исследует поведение грунта при различных видах вибрации. По его мнению, такие исследования могут предотвратить стихийные бедствия: землетрясения, песчаные бури и оползни. Неслучайно к его работе, которая взяла сразу несколько премий, проявил интерес нобелевский лауреат по физике Дуглас Ошеров.