Расходы на раннее детство рассматривают как инвестиции
30.09.2010 16:59 Выступая на первой Всемирной конференции ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей младшего возраста в Москве, Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко отметил, что вопросы дошкольного образования вошли во все стратегические программы развития России и сфера дошкольного образования признана как сфера наиболее результативных инвестиций. Результаты исследования специалистов Калифорнийского университета на протяжении 25 лет показали, что каждый доллар, вложенный в физическое и познавательное развитие детей раннего возраста, приносит прибыль в $7, главным образом за счет экономии в будущем. "Это значит, что дети реже болеют, меньше нуждаются в лечении, лучше учатся и реже бросают школу. Во взрослом возрасте на долю этих детей приходится меньше задержаний и правонарушений, они могут построить хорошую карьеру благодаря развитым социальным навыкам", – объясняет Анна Золотова, генеральный директор Российского Фонда Развития Образования "Сообщество" (Санкт-Петербург). Фонд уже несколько лет реализует проекты, направленные на профессиональное развитие педагогов, работающих с детьми младшего возраста. "Традиционно при подсчете национального дохода расходы на социальное обеспечение рассматривались как отрицательные величины, а инвестиции в экономическое развитие - как положительные. В связи с новыми экономическими исследованиями в области заботы и обучения детей, "расходы" получают новую интерпретацию и рассматриваются как "инвестиции", т.е. это деньги, которые потенциально могут принести доход", - говорит Анна Золотова. Сегодня экономическая наука приводит все больше доказательств того, что самыми эффективными инвестициями являются инвестиции в раннее детство. Наглядно это демонстрируют исследования экономиста, лауреата Нобелевской премии Джеймса Хекмана. Инвестиции в раннее и дошкольное детство дают высокую экономическую и социальную окупаемость, помогают компенсировать обездоленность и неравенство, особенно из бедных детей. На Конференции в Москве обсуждали, как сделать дошкольное воспитание и образование доступным для всех, сообщает РИА Новости. В Конвенции о правах ребенка записано: каждый ребенок, достигший трехлетнего возраста, имеет право посещать детский сад. Иначе, по убеждению Генерального директора ЮНЕСКО Ирины Боковой, это неизбежно приведет к росту социальной напряженности. Дошкольное образование необходимо и для выравнивания стартовых возможностей всех будущих школьников. Проблема неравенства в получении образования давно является одной из главных для стран Западной Европы. Еще более угрожающа она для Африки, где лишь 15% детей имеют доступ к дошкольному образованию, и Азии. Даже в Центральной Азии, странах бывшего СССР, только 28% детей имеют возможность посещать детский сад. Россия в этом отношении является своеобразным эталоном, хотя проблем сегодня в российском дошкольным образовании достаточно. Одна из них – нехватка детских садов. Очередь в них по стране составляет 1 млн человек. По словам Министра образования Андрея Фурсенко, сегодня детские сады посещают 5,3 млн человек, что обеспечивает потребность примерно на 65%. Главная проблема - нехватка детских садов для ребят от 1 до 3-х лет. Министр считает, что решение этого вопроса – не только в строительстве новых учреждений, но и в создании новых форм.