Реквием по гениальной идее
30.03.2011 11:01 Петербург является одним из лидеров по инновационной активности в России. Близость к границе, развитая инфраструктура, высокий уровень образованности населения, благоприятный инвестиционный климат - все это даёт более широкие возможности для развития проектов, нежели в других городах. Правительством города принимаются существенные шаги для создания местной инновационной инфраструктуры, созданы консультационные центры, функционируют технопарки и бизнес-инкубаторы, сделаны существенные шаги по формированию кластерной экономически. Город постепенно обрастает историями успеха в инновационной среде (например, строительство завода "Оптоган" или стремительный рост сети терминалов "Новоплат"), что, несомненно, является стимулом и ориентиром для молодых стартап-команд. Но вот эта, казалось бы, благополучная для расцвета разнообразных инновационных проектов почва, почему-то не даёт столь ожидаемых всеми всходов. Перспективные проекты сегодня с усердием ищут очень многие организации и частные лица. Кто-то из-за реальных инвестиционных аппетитов, кто-то для того, чтобы сдать отчёт о деятельности по помощи инноваторам, но то, что качественного проектного материала не хватает - это факт. К сожалению, зачастую приходится наблюдать различные проектные истории, аккомпанементом к которым может быть только печальный реквием. Разберём внутренние причины пары типичных историй. Иногда стартапом называют дипломную работу выпускника технического вуза, к которой грубо прикручена примитивная бизнес-модель. Автор делает первые шаги и, наткнувшись на первую критику, бросает своё детище ради более прагматичного занятия. В большинстве случаев, конечно, - это правильное решение, но некоторые идеи остаются незамеченными именно от того, что у автора не хватило, ни намерения, ни воли, чтобы сплотить вокруг себя команду и направить ее развитие. Бывает, что и команда есть, и разработка интересная, и рынки понятные, но вот стоит на месте проект без движения по нескольку лет подряд, слегка обновляясь только для участия в каком-либо конкурсе или отчётной выставке. Автор же "сидит на окладе" и пассивно ждёт инвестора. А пока нет инвестора, и делать нечего не будет. Особенно это касается хороших узкопрофильных проектов, которые из года в год номинируются и собирают одни и те же премии. Чтобы избежать повторения подобных ситуации в вашем проекте, представляю рекомендации, которых мы придерживаемся при работе в Фонде "Идея. Инвестиция. Инновация.": - смотреть на инновационные продукты со стороны потребителя и не тратить время на создание товаров и услуг, которые никому не будут нужны. Инновации без коммерциализации не бывает. - стараться расходовать ресурсы только на результативную деятельность. - ценить и не терять время, понимая, что если вы начинаете реализовывать проект, кто-то уже тоже двигается в этом направлении.